Волгоград, ул. Ангарская 17, оф. 1010

+7 (8442) 56-39-40

Рандомизация выдачи - кто виноват и что делать?


05.01.2016

шторм выдачи

Некоторые пользователи Яндекс и все сео-специалисты, кто «в теме», заметили странное явление, проявившееся еще летом. Набирая запрос в Яндекс и получая ответ, можно увидеть, что сайты в выдаче меняются при нажатии на клавишу F5, либо при обновлении выдачи. Этот эффект с легкой руки оптимизаторов получил название «Рандомизация выдачи», сам Яндекс именует его Exploration feature и объясняет, зачем он «пошел в разведку» на страницах блога Яндекс Поиск.

Тестирование нового подхода к определению релевантности документов

Кто виноват?

26 ноября 2015 года на конференции Optimization 2015 (IBC Russia) аналитик Екатерина Гладких, представляя официальную позицию поиска Яндекса, в своем докладе «Практика детерминированного хаоса», ещё раз подробно коснулась вопроса о рандомизации выдачи.

Эффект рандомизации достигается благодаря ранжированию сайтов по формуле

Relevance+ = K*rand (Host)*P(Rel+) .

Расшифровывается сей алгебраический ребус так:

  • К — коэффициент амплитуды рандомизации,
  • Rand (Host) принадлежит [-1;1] — похостовое отклонение,
  • P(Rel+) — вероятность того, что документ является Rel+.

Переведем на человеческий язык. В «празднике жизни» под названием Рандомизация выдачи по конкретному запросу участвуют только те сайты, которые дают пользователю релевантный ответ на данный запрос. Если на страницах сайта есть что-то как бы по теме, его не будут «крутить» в ротации. Цель Exploration feature — сделать выдачу максимально рандомной, предлагая пользователю лучшие ответы на релевантных сайтах, то есть без потери качества выдачи.

Что делать?

Как рандомизация выдачи может отразиться на продвижении ваших сайтов, чего стоит опасаться, и почему нет причин впадать в панику. В интернете сайтов много, можно сказать — чрезвычайно избыточное число сайтов пытается ответить на запрос пользователя, который тот задает поисковой системе. Небольшая доля таких сайтов дает полный и качественный ответ, который пользователя полностью удовлетворяет. Огромный массив веб-ресурсов не имеет ценности для пользователя, поскольку либо копирует ответ с другого сайта (неуникальный контент), либо содержит уникальный по форме, но малополезный по содержанию ответ (рерайт или копирайт), либо по другой причине потребность, которая стоит за поисковым запросом, не решает.

Цель пользователя, предпочитающего Яндекс, — получить полноценный ответ на запрос, задача поисковой системы — предоставить сотни и тысячи ответов с различных сайтов, ранжируя их в порядке соответствия запросу. При огромном массиве сайтов, часть из которых активно продвигается, не являясь действительно качественными, а большинство из которых «тихо плывут по течению» без поддержки оптимизатора, эта благородная задача требует непростых инструментов. И одним из таких инструментов стала рандомизация выдачи или Exploration feature Яндекса.

В результате молодые качественные сайты получают больше возможностей быть найденными в органическом поиске, а бывалые зрелые сайты вынуждены продолжать свое развитие, ведь при новом подходе к ранжированию возраст домена, траст и многолетняя консервация в ТОП3 уже не гарантируют вечных позиций на самых лакомых местах в выдаче.

В итоге должны выиграть все: прежде всего, пользователи, во вторую бизнесмены (владельцы сайтов, ведь им больше не нужно оплачивать "пустые" ТОПы, новый принцип ранжирования подталкивает к работе над конверсией), в третью — оптимизаторы (которым придется осваивать свое ремесло более глубоко, которым не дадут закостенеть и успокоиться).

Оценивать качество и полноту ответа на запрос будет сам пользователь, именно его поведение на веб-сайте продемонстрирует, какого места ресурс достоин в топовой выдаче Яндекс.

Самая неприятная проблема рандомизации выдачи, это невозможность зафиксировать позиции продвигаемых сайтов, ведь как таковой статичной позиции не существует. Что делать фирмам, которые привыкли продвигаться по ТОПам и каждое утро поверяют позиции своего сайта в Яндексе? Открыть глаза и задать себе вопрос, чего именно они ждут от продвижения: красивых отчетов или роста продаж с сайта. Вероятно, стоит вспомнить о том, что есть такая метрика как «видимость сайта в поисковой выдаче», то есть динамика позиций по всему массиву целевых запросов, который приводит на сайт посетителя. И не важно, зафиксированы эти запросы в техзадании на продвижение сайта, или нет. Самый простой и надежный способ оценить динамику видимости сайта в поиске, это следить за трафиком по целевым поисковым запросам. Рост посещаемости — это расширение воронки продаж, по своей сути, это потенциальный покупатель, который уже пришел на ваш сайт, и с которым можно начинать работать, а разве не для этого вы продвигатесь?

Самая существенная опасность — проиграть новоявленным сайтам-конкурентам, о существовании которых еще вчера никто из лидеров выдачи не подозревал. Для молодых сайтов — прошляпить удачную возможность выбраться повыше ранее положенного срока, потому что пользователь не нашел нужных ему ответов на этом сайте. Вспомним, голосовать за качество web-ресурса будет пользователь, поведение которого покажет, на каком сайте он решил свою потребность (хотя бы частично), а какой ресурс оказался красивой современной пустышкой.

Смысл рандомизации в выявлении самых-самых «сайтов мимими», истинных СДЛ, именно они соберут все сливки с особенностей нового подхода к ранжированию Яндекс. Поэтому именно сейчас вы должны собраться и посмотреть на свой сайт глазами вашего клиента. Задать себе вопросы: чего не хватает моему клиенту, что можно улучшить на сайте, сделать более удобным и функциональным.

Традиционное СЕО никуда не делось, без оптимизации ваш сайт вряд ли получить статус релевантный +, хотя бы потому, что поисковый робот не поймет на какой вопрос вы пытаетесь ответить. Но традиционного подхода в продвижении уже не достаточно для успешного развития сайта и бизнеса, который за этим сайтом стоит.

Продвижение 2015 прощается с сомнительными архаическими техниками, забудьте о закупке ссылок и тщательном подсчете вхождений ключей в семантическое ядро страницы. Думайте о пользователях, трудитесь и никогда не сдавайтесь. И тогда у вас обязательно ВСЕ получится.


Возврат к списку