Волгоград, ул. Ангарская 17, оф. 1010

+7 (8442) 56-39-40

Отнять жизнь — это не преступление, преступление — ее не иметь

11.05.2018

Анон (Anon)

Фантастический детектив-антиутопия «Анон» вышел в российский прокат 10 мая 2018 года. Рекламная кампания картины была более чем скромной, но стоило только выяснить имя режиссера и сценариста, как стало ясно, что шансы на успех «Анона» довольно высоки. Так и получилось. Внимание: будут спойлеры!

Режиссером и сценаристом фильма «Анон» выступил Эндрю Никкол, так что мы имеем дело с авторским кино. Эндрю Никкол — личность безусловно талантливая, но несколько противоречивая. Целых три его работы до сих пор висят в списке Топ-250 «Кинопоиска», а это несомненный знак качества. С другой стороны, имя этого режиссера почему-то не громкое, а очень даже тихое. И это несмотря на такие его работы как «Гаттака» (241 место в Топе-250), «Симона», «Оружейный барон» и «Время». Очень необычные и очень добротные картины. А еще он выступил сценаристом в «Шоу Трумана» (57) и «Терминале» (141). Поэтому удивительно, как в его фильмографию прощемились такие неудачные работы как «Гостья» и «Хорошее убийство». И если не считать провалов, то Эндрю Никкол молчал целых семь лет, которые прошли с выхода «Времени».

Анон (Anon)

«Анон» можно смело назвать работой удачной. Хотя авторский почерк заметно изменился. После ярких и динамичных лент Никкол теперь предпочитает спокойный, флегматичный и даже несколько отстраненный стиль повествования. Здесь много неподвижных картинок и много задумчивых лиц крупным планом. И еще присутствует обнаженка и страстные постельные сцены. Это тоже нетипично для автора.

А вот что для автора типично, так это полное погружение в несуществующий мир, чьи условия жизни в корне отличаются от нашего, реального. Наступило будущее, и высокие технологии развились до такой степени, что компьютерные интерфейсы слились с человеческим зрением и слухом. Безо всяких видимых устройств люди видят в режиме дополненной реальности любую доступную информацию об окружающих их предметах и гражданах. Звук и видео записываются непрерывно и в режиме реального времени транслируются на государственные серверы. Разумеется, правоохранительные органы имеют к ним доступ. Разумеется, исключительно в целях борьбы с преступностью.

Анон (Anon)

Скажем так, подобное не столь уж нереально. Да, мозго-машинный интерфейс пока не проработан. Зато все остальное в том или ином виде уже сегодня могло бы быть доступным с гаджетом вроде Google Glass. Несколько лет назад Google экспериментировал с очками дополненной реальности, но потом проект как-то затих. Не хватало и вычислительных мощностей, и достаточно развитых алгоритмов. Хотя принципиальные возможности были именно такими.

На этом фоне автор задается двумя важными вопросами. Первое: допустимо ли настолько всеобъемлющее вмешательство государства в частную жизнь? Второе: насколько ужасными будут преступления, когда хакеры взломают подобную систему? Как можно догадаться, на оба вопроса автор картины дает самые грустные ответы.

Анон (Anon)

Неограниченный доступ государственных структур к подробностям частной жизни человека, да если еще такой доступ разрешен законом, имеет слишком много общего с тоталитарным режимом. По совести говоря, даже оруэлловский Большой Брат мечтать о таком не мог. А если взглянуть на вещи реалистично, то при наличии достаточной технологической базы очень скоро до такого уровня дотянется и нормативно-правовая база. Через сотни, а то и десятки лет нашим потомкам придется готовиться к такой жизни. Невесело.

Но еще куда более невесело представить себе, на какие ужасы будут способны хакеры при наличии таких компьютерных систем. Ведь взламывают, по сути, они уже не серверы, ноутбуки или смартфоны, они взламывают людей. Подменяют зрение и слух. Удаляют или подменяют воспоминания. И убивают, не оставляя практически никаких следов. Преступления выходят на новый уровень.

Анон (Anon)

И на фоне всего этого Эндрю Никкол пытается решить базовую сверхзадачу, ответить на извечный вопрос: что такое хорошо, и что такое плохо. Главная героиня картины жаждет только одного: анонимности. Когда она попадает в поле зрения правоохранительных органов и нарушает установленные законы, к ней относятся как к закоренелой преступнице. Но в итоге на поверхность выплывает одна простая истина. Попробуем разобраться.

Лет 15-20 назад, когда интернетом пользовались куда меньше теперешних 76% россиян, анонимность в Сети была нормальным явлением. Преступлений онлайн совершалось куда меньше, хотя противоправные элементы тоже отнюдь не дураки, и на использование Интернета в своих злодейских целях ума у них хватало. Сейчас анонимность в Интернете порицается практически всеми официальными и неофициальными изданиями и ведомствами по всему миру. Исключений очень мало. Анонимность в Сети медленно, но верно становится попросту неприличной как мастурбация или гомосексуализм. И главным доводом против анонимности приводится борьба с преступностью. К этому-то моменту автор фильма «Анон» и подводит нас весь фильм.

Анон (Anon)

По мнению Эндрю Никкола, преступность и анонимность вообще никак не связаны между собой. Это вещи разных порядков, разных направленностей. Как теплое и мягкое. Более того, в конце фильма героиня-анон подводит своего антагониста к предельно простой, но неочевидной в современном мире мысли: анонимности хотят те, кому нечего скрывать. Анонимность — это не про тайны. Анонимность — это про то, что люди имеют право ходить в туалет без няньки.

Анон (Anon)

Главную роль, роль детектива Сэла Фриленда исполнил британский Клайв Оуэн. Свою партию он вытягивает в традиционной для себя манере несколько неуместно эмоционального персонажа. Эта его неуместная эмоциональность смотрится очень пикантно на фоне флегматичного повествования о страшных вещах. Он как бы главный герой, но как бы не положительный персонаж. Здесь положительных персонажей вообще нет. Любопытным был момент, когда еще до начала всей этой головоломной истории Сэл пошел на служебный подлог, посчитав это справедливым.

Анон (Anon)

Роль его антагониста и любовницы исполнила Аманда Сайфред. Она, напротив, целиком и полностью прониклась флегматичной атмосферой картины и органично ее дополнила. Образ удачно довершается нетипичными для Сайфред относительно короткими каштановыми волосами.

В сухом остатке фильм «Анон» рассказывает нам вот такую историю. В мире цифрового тоталитаризма появляется преступник нового поколения, который убивает людей, стреляя в них в упор, но не позволяя себя увидеть. Следственная группа организует операцию под прикрытием и выходит на главного подозреваемого — девушку-хакера. Но в реальности все оказывается не так просто.

Высшую Научную Мораль фильма «Анон» мы уже озвучили выше: анонимности жаждут те, кому нечего скрывать.

Анон (Anon)

Засим выставляем картине «Анон» наши оценки по десятибалльной шкале.

  • Режиссерская работа: 8,9 балла
  • Актерская работа: 8,3 балла
  • Работа художника: 9,1 балла.

В среднем арифметическом «Анон» весьма недурные 8,7 балла. Вполне заслуженная, на наш взгляд, оценка, фильм рекомендуется к просмотру.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку