Волгоград, ул. Ангарская 17, оф. 1010

+7 (8442) 56-39-40

Неуместный Гоголь

01.09.2017

Гоголь. Начало

Первая часть мистического детективного триллера «Гоголь. Начало» вышла на экраны российских кинотеатров 31 августа 2017 года, аккурат в последний день лета. Рекламная кампания проекта была довольно громкой, о картине узнали даже те, кто не особо интересуется кинематографом и телесериалами. Трейлеры фильма были многообещающими, и лента целиком и полностью оправдала все ожидания, даже превзошла их. Но все ли так идеально?

Режиссером фильма «Гоголь. Начало» выступил Егор Баранов, в его активе значатся такие ленты как, в частности, «Самоубийцы», «Соловей-разбойник», «Саранча», «Фарца» и «Иерей-сан. Исповедь самурая». Ленты достаточно нестандартные и очень крепко поставленные, однако нет в них чего-то такого, что можно было бы назвать фирменным почерком художника. Вывод прост, фирменным почерком Егора Баранова является высокий профессионализм, это крепкий ремесленник. И в этом нет ничего оскорбительного или постыдного, не всем дано быть звягинцевыми, кто-то должен делать и техническую работу. Можно сделать и второй вывод: фильм «Гоголь. Начало» является скорее продюсерским проектом, и благодарить за него следует Александра Цекало, вот его-то компания Sreda имеет и фирменный стиль, и фирменный почерк.

Гоголь. Начало

Проект «Гоголь. Начало» во многом уникален. В частности, тем, что это не полнометражная киношная работа, а сериал, снятый для канала «ТВ-3». Шоу отличается на редкость высоким качеством даже для нашего телевидения, которое за последние годы, надо признать, совершило небывалый скачок вперед. Да, теперь российские сериалы однозначно смотреть не стыдно. Поэтому продюсеры картины сделали нестандартный шаг, они решили показать сериал и в кинотеатрах. По сути, фильм «Гоголь. Начало» является только первыми двумя сериями этого проекта. Возможно, остальные тоже покажут на больших экранах.

Лента действительно поставлена очень крепко, буквально с первых кадров. В первой же сцене потусторонний злодей расправляется с какими-то гоповатыми парнями образца XIX века. Расправляется зрелищно и жестоко, отрубая конечности, круша черепа, протыкая бедолаг насквозь и высасывая кровь. Кровь практически течет ручьем, присутствует недурная компьютерная графика, наличествует обнаженная женская натура. Словом, налицо все прелести современного кинематографа. Невзирая на усилия многочисленных теперешних моралистов, по ту сторону экрана демонстрируются все признаки нравственного разложения персонажей и авторов картины. Это была ирония. А если серьезно, то «Гоголь. Начало» имеет рейтинг «18+», и рейтинг этот вполне заслуженный.

Гоголь. Начало

Помимо исключительно визуальной составляющей, картина может похвастаться и недурным смысловым наполнением. Сценарий довольно четкий, психология персонажей если не правдоподобная (что простительно для мистического жанра), то вполне себе целостная, людям на экране веришь безоговорочно, если не считать некоторых мелких недочетов. Сюжет достаточно интересен, сочетание детектива и мистики оказывается весьма убедительным, причем детективная составляющая вполне себе лихо заркучена.

Впрочем, и идеальным фильм «Гоголь. Начало» назвать не получится. Первое, что бросается в глаза и в уши — этакая ненавязчикая и подспудная вторичность. Постановка и манера съемки очень сильно напоминают картины про Шерлока Холмса в версии Гая Ричи, не говоря уже о музыке, которую легко перепутать с той, что звучала в творении великого британца. Даже аранжировка крайне похожа. Впрочем, в фильмах Ричи все смотрится куда скромнее и приличнее, видимо, американские продюсеры пожертвовали жареными сценами в угоду рейтингу и, соответственно, выручке. Отрадно, что наши киноделы пока еще плюют на такие условности, и в результате конечный продукт только выигрывает.

Гоголь. Начало

Несказанно порадовала сама идея картины «Гоголь. Начало». С одной стороны, она имеет биографический оттенок, некоторые события напрямую позаимствованы из биографии Николая Васильевича. Он действительно написал поэму «Ганц Кюхельгартен», он действительно выкупил практически все экземпляры первого издания и собственноручно их сжег, уже тогда проявив склонность к литературному аутодафе. Он действительно служил в III Отделении полиции. И да, он действительно пытался встретиться с Пушкиным, однако аудиенция не состоялась, потому что Солнце русской поэзии играло в карты и бухало.

С другой стороны, авторы фильма утверждают, что все мистические истории, сочиненные Гоголем, были отнюдь не вымыслом, а его личными переживаниями. Он-де на самом деле имел большие способности видеть потусторонний мир и общаться со всякого рода нечистью. А потом просто зафиксировал все это на бумаге.

Гоголь. Начало

Роль Николая Васильевича Гоголя досталась Александру Петрову. Этот в высшей степени талантливый актер в очередной раз поразил не только своей способностью вживаться в роль и сливаться с персонажем, но даже и портретное сходство этих настолько разных внешне людей оказалось просто удивительным. Впрочем, нет в этой жизни ничего идеального, в сцене с пьяным Гоголем Гоголь, как нам показалось, был недостаточно пьян.

Гоголь. Начало

Наставника главного героя сыграл неповторимый Олег Меньшиков. Говорить о нем совершенно бессмысленно. Как это всегда бывает, перед камерой он держится просто и естественно, полностью перевоплощаясь в своего персонажа и при этом всецело оставаясь самим собой. Какая-то квантовая суперпозиция, прямо по Шредингеру.

Традиционно фееричен Евгений Стычкин в роли начальника полиции села Диканька. В его случае это не перевоплощение, в переселение с этой стороны экрана на ту, настолько органично он вписывается даже в такую нестандартную среду как сельская местность образца первой половины позапрошлого века. Вместе с тем, кучу позитива дарят нам классические стычкинские фишки, например, умение сохранять спокойствие и держать легкую улыбку в критической ситуации или попытка размазать и добить собеседника в номенклатурно-светской дискуссии, равно как и умение легко проигрывать в ней.

Гоголь. Начало

Роль Якима, слугу Гоголя, сыграл Евгений Сытый. Как и во всех своих работах, он не гоняется за журавлями в небе, а играет просто, незамысловато, здесь и сейчас. Поэтому он так убедителен в своих партиях, и поэтому ему достаются роли людей, которые под стать своему исполнителю живут просто, приземленно, здесь и сейчас. В таких ролях Евгению просто нет равных.

Традиционно позитивно смотрелась роль доктора Бомгарта, отменно исполненная Яном Цапником. Диапазон его персонажей всегда очень широк, на сей раз ему досталась партия сельского врача, отверженного большим городским светом. Теперь он прозябает в чертовой Диканьке, пьет ее, родимую, литрами и мается от нечеловеческой скуки, потому что развлечений в диканьках не бывает. По крайней мере, когда нет войны с нечистой силой.

Столь же традиционно позитивен Сергей Бадюк в роли кузнеца Вакулы. Качок с дипломом Высшей школы ФСБ отлично вжился в роль кузнеца, относительно тихого и скромного, но очень доброго, сообразительного и способного на по-настоящему героические поступки.

Гоголь. Начало

Не понравился разве что Павел Деревянко. Сам по себе отличный актер получил совершенно неподходящую для него роль А. С. Пушкина. Причем играл он не поэта, а заведомую карикатуру на него. Стопроцентный промах мимо образа, и сюжетный контекст здесь ни при чем.

Сухой сюжет фильма «Гоголь. Начало» выглядит примерно так. Полицейский писарь Гоголь начинает осознавать, что потусторонний мир пытается выйти в с ним на контакт. Однако, проживая в Петербурге, он чувствует, что жизнь проходит мимо него, и потому отправляется в Полтавскую губернию за следователем полиции, благо в одном из уездов начала твориться какая-то чертовщина. Гоголь быстро оказывается в центре событий и начинает по-своему влиять на происходящее.

Высшую Научную Мораль картины «Гоголь. Начало» сформулируем следующим образом: человек не имеет права пренебрегать своими способностями, особенно если они редкого свойства.

Гоголь. Начало

Засим выставляем ленте «Гоголь. Начало» наши оценки по десятибалльной шкале.

  • Режиссерская работа: 9,0 балла
  • Актерская работа: 9,0 балла
  • Операторская работа: 9,0 балла
  • Сценарий: 9,0 балла
  • Уместность на большом экране: 0 баллов.

Да, главный недостаток фильма «Гоголь. Начало» мы приберегли напоследок. В сериалах и полнометражных лентах принципиально разная манера изложения материала. Полнометражная картина склеивается из клипов, которые образуют единую историю с началом и концом. А сериалы изобилуют подробностями, которые совершенно излишни для киношного формата, но если эти подробности отбросить, картина теряет свою неповторимую прелесть. Поэтому в итоге «Гоголь. Начало» получает от нас и без того немалые 7,2 балла. Если пойдете на этот фильм в кинотеатр, получите очень большое удовольствие. А если посмотрите его дома, не потеряете практически ничего.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку