Волгоград, ул. Ангарская 17, оф. 1010

+7 (8442) 56-39-40

Нелюбовь чудаков

02.06.2017

Нелюбовь (Loveless)

Семейная драма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» дебютировала на российских экранах 1 июня 2017 года. Для нас отнюдь не стало неожиданностью то, что картина вышла более чем качественной, глубокой, мудрой и беспощадной по отношению к зрителю.

Режиссер Андрей Звягинцев появился практически ниоткуда 14 лет тому назад и сразу же начал получать награды на отечественных и зарубежных кинофестивалях. Работ в его фильмографии не так уж много: «Возвращение», «Изгнание», «Елена», «Левиафан» и «Нелюбовь» — последний его труд на текущий момент. Картины Звягинцева стоят в стороне от остального кинематографа, возможно, это и называется неповторимым авторским стилем. Режиссера с удовольствием критикуют, в особенности его предпоследнюю работу «Левиафан». Три года назад это стало практически правилом хорошего тона — всякий уважающий себя гражданин считал своим священным долгом бросить в сторону Звягинцева очередную кучку нечистот. Так или иначе, об этом фильме говорили бы куда меньше, будь он поставлен бездарно.

Нелюбовь (Loveless)

В случае с «Нелюбовью» все немного проще, на сей раз автор решил не касаться зловонной политической темы и переключился на исключительно семейные проблемы, благо и здесь всегда есть о чем поговорить. Как видно из названия, речь идет о людях, которые друг друга не любят. Более того, все основные герои фильма друг друга попросту ненавидят. Ненависть — такое же сильное чувство, как и любовь. И если любовь способна ослепить человека, сделать его совершенно невосприимчивым ко всему прочему, то и ненависть так же способна заставить человека забыть о том, что такое собственный ребенок.

Что мы имеем в условиях задачи. Евгения и Борис находятся на стадии развода. Они постоянно и с огромным удовольствием конфликтуют, и все в их жесткой полемике становится разменной монетой. В первую очередь их родной сын. Они ни на секунду не задумываются о его благе, потому что ненависть надежно застит им глаза. В начале фильма мы застаем их конфликт на той стадии, когда самые страшные слова уже были впервые произнесены, и теперь они стали страшной реальностью. Разводящиеся Евгения и Борис уже устроили свою личную жизнь. Евгения нашла преуспевающего мужчину старше себя, а Борис нашел юную дурочку, которая уже на девятом месяце, естественно, от него. Осталось только получить свидетельство о разводе и продать общую квартиру, чтобы поделить деньги. И немного развлечься скандалами, пока квартира еще не продана.

Нелюбовь (Loveless)

Что совершенно естественно [для них], ребенок в такой диспозиции совершенно не нужен. Он просто лишний. Мать забирать его себе не намерена, да и отец тоже не против отправить его в интернат, чтобы 12-летний вечно плачущий придурок не мешался под ногами. Поэтому 12-летний вечно плачущий придурок, услышав, как безапелляционно родители определили его судьбу, в один прекрасный день просто исчезает. Особой пикантности делу придает тот факт, что исчезновение Алеши, так зовут мальчика, родители замечают полтора дня спустя. Эти полтора дня у них были куда более важные заботы: они спаривались со своими новыми вторыми половинками. Обстоятельно так спаривались. Не сказать, что сцены секса были слишком откровенными, но сняты они более чем конкретно. Очень жизненно сняты.

Итак, ребенок пропал, что дальше? Обратились в полицию. Полиция совершенно не хочет брать на себя очередной висяк, тем более, что дел у них хватает и без пропавших мальчиков. А если в исчезновении и окажется криминальный след, то дело все равно заведет уже Следственный комитет. Поэтому Евгения и Борис обращаются в ПСО — поисково-спасательный отряд, укомплектованный волонтерами. Денег они не берут и работают довольно эффективно. Показательной была сцена, когда координатор ПСО выясняет, в каких условиях жил парень, узнает об атмосфере в семье. И никого не осуждает, не критикует, а направляет события поближе к делу, то есть непосредственно к поискам мальчика.

Нелюбовь (Loveless)

Что самое «забавное», общая беда еще сильнее разобщает главных героев картины. Они по-прежнему эмоционально не замечают мальчика и его исчезновение, а используют данный инцидент, чтобы подлить масла в огонь взаимной неприязни.

Вы заметили, что мы озаглавили наш материал «Нелюбовь чудаков»? Именно через букву «Ч»? Чудаков в этой истории на самом деле хватает. На наш взгляд, шикарнейшей сценой фильма стал визит незадачливых родителей к матери Евгении. Она в точности такая же сумасшедшая, как ее дочь и зять. Живет в атмосфере конфликта, хотя и совершенно одна. И никого не слышит и не хочет слушать, кроме себя самой. Описывать эту сцену бесполезно, это надо видеть и слышать. Тем более, не в прокатной версии, где лексика с ярко выраженной экспрессивной окраской заглушена.

А вот с родителями Бориса, как выразилась его будущая бывшая супруга, пообщаться получилось бы только на спиритическом сеансе. Родителей ему заменяет крупная и богатая фирма, в которой он трудится рядовым служащим. За хорошую зарплату. За хорошую зарплату он покорно терпит выходки босса — клинического корпоративного идиота, который берет на работу только семейных людей и с удовольствием увольняет их, если их семейное положение меняется.

Нелюбовь (Loveless)

И, конечно, нельзя не отметить сцену эпилога. Прошло два-три года, история с пропавшим мальчиком закончилась. Борис «радуется жизни» в новой семье с новым ребенком, которого «любит» так же крепко, как и старого. А Евгения почковаться перестала, вместо этого она смотрит телевизор, где ведущий Дмитрий Киселев рассказывает о войне на Донбассе. Монолог журналиста на удивление полно и точно перекликается с событиями фильма. Нашему человеку не нужны ни Донецк, ни Луганск, при желании все это можно успешно устроить в мирное время в рамках отдельно взятой семьи. С бомбежками, человеческими жертвами и проклятьями пострадавших. Война на Донбассе всегда была с нами. Жаль только, что мы предпочитаем не смотреть в зеркало, которое нам предлагает Звягинцев, а надеваем лошадиные шоры и как мантру твердим, что у нас все хорошо. Это не политика. Это мы, это наши соседи, друзья, родные и близкие. Это ты и я. И только от нас зависит, сколько еще будет идти эта война на Донбассе.

Как и положено любому фильму Звягинцева, актерская игра здесь на высшем уровне. Хотя громких имен практически нет.

Нелюбовь (Loveless)

Роль Евгении исполнила Марьяна Спивак. Персонаж выпал непростой. Это очень страстная женщина, вот только страсть свою она расходует в первую очередь на ненависть к старому мужу, и даже мужу новому перепадают только остатки. Которых ему, впрочем, более чем хватает. За свою новую любовь она уцепилась мертвой хваткой как бультерьер. Но и для старой она не жалеет низости из самых глубин своей бездонной души. И с удовольствием страдает в кульминационной сцене картины. И говорит вещи, противоречащие не только ее прежним словам, но и общему мировоззрению. Мы же говорим: ненависть — сильнейшее чувство.

Нелюбовь (Loveless)

Бориса, будущего бывшего мужа Евгении, сыграл Алексей Розин. В его исполнении Борис — флегматичный увалень. Он всю жизнь мечтал о теплом семейном очаге, о жене и ребенке. Вот только за своими в высшей степени паталогическими комплексами он так и не понял, что ребенок для него — это просто повод привязать жену к себе. Уйдя от Евгении к Маше (о, да, Маша — это отдельная история), он через те же 12 лет бросит и Машу. Просто настанет его время.

И да, конечно же, Маша, роль которой исполнила Марина Васильева. Маша — это шедевр генной инженерии, полученный в тайных лабораториях самых злых и безумных ученых. Филигранно выписанный персонаж, включающий в себя все стереотипы, которыми дышат хрестоматийные женоненавистники. Она до отвращения капризна, причем свои капризы и свою отвратительность она выпячивает всеми местами вперед, выдавая ЭТО за особую женскую прелесть. Машу хочется с удовольствием придушить, чтобы мир на этой планете стал немного чище, а на семейный Донбасс упало бы куда меньше бомб.

В сухом остатке история фильма «Нелюбовь» примерно такая. Евгения и Борис со скандалами разводятся и доживают последние недели в квартире, выставленной на продажу. Они совершенно не замечают живущего с ними 12-летнего сына Алешу. История усугубляется, когда Алеша внезапно исчезает.

Нелюбовь (Loveless)

Высшая Научная Мораль в фильме «Нелюбовь» относительно проста. Сформулируем ее так: не давай воли сильным чувствами и не позволяй им завладеть тобою. Чем дольше они тобой владеют, тем больше глупостей ты делаешь, и тем больше людей в конечном итоге страдают.

Наконец, выставляем фильму «Нелюбовь» наши оценки по десятибалльной шкале.

  • Режиссерская работа: 10,0 баллов
  • Актерская работа: 10,0 баллов
  • Сценарий: 10,0 баллов
  • Операторская работа: 10,2 балла.

В среднем арифметическом получаем 10,05 балла из 10,00 возможных. Обязательно посмотрите ленту «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Если не боитесь, конечно.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку