Волгоград, ул. Ангарская 17, оф. 1010

+7 (8442) 56-39-40

Темная башня зеленой тоски

04.08.2017

Тёмная башня (The Dark Tower)

Фентезийный боевик «Темная башня» по Стивену Кингу вышел на экраны российских кинотеатров 3 августа 2017 года. Проект более чем долгожданный и многострадальный, к работе подошли со всей серьезностью, правда, в итоге как будто не получилось вообще ничего. Попробуем разобраться, почему.

Автором картины оказался датский режиссер Николай Арсель, который до настоящего момента снимал фильмы только у себя на северной холодной родине. Для голливудского дебюта работа молодого автора оказалась довольно сильной. А вот на шедевр, которого ждали с того самого момента, когда Стивен Кинг дописал свою историю, картина совершенно не тянет. И вина режиссера в этом не такая уж и большая.

Тёмная башня (The Dark Tower)

Вообще, уверены профессиональные критики, есть несколько маркеров, по которым можно определить провальность фильма еще до его выхода на экраны. Поэтому никаких свершений реалисты и не ждали. В производство картину не могли запустить много лет. Самым амбициозным проектом была мечта о съемках нескольких полнометражных лент с парой сезонов сериала между киношными частями. В команду сценаристов приходили новые люди, уходили старые, режиссеры менялись как перчатки, и актерский состав утекал сквозь пальцы. От проекта отказались и Universal, и Warner Bros., и вероятный бюджет тоже постоянно снижался. В итоге больше 60 миллионов долларов найти не смогли, с трудом выбили двух крупных актеров и сняли фильм о событиях, которые не описаны в книгах за авторством Маэстро ужасов. Так что и производство «Темной башни» тоже обернулось ужасом.

Ужасом ожидаемо оказался и результат, только это не тот экранный ужас, от которого леденеет кровь, это крупное и серьезное произведение самого Стивена Кинга, снятое спустя рукава. Здесь ограничен не только бюджет, но и кинематограф в целом. Потому что сегодня за очень смешные деньги снимают кино куда менее тоскливое, нежели этот блокбастер. И за такие же деньги удачные сценарии сочиняют и поодиночке, а не коллективом из пяти авторов.

Тёмная башня (The Dark Tower)

И режиссеры в XXI веке уже поняли, что интересные и даже в некоторых местах эпические вещи нельзя снимать в атмосфере персонажной раздробленности и полной отстраненности в постановке. Как развернуть на экране персонаж? Похоже, никто в съемочной команде этого вопроса никогда не слышал. Персонажи напоминают телеграфные столбы, они такие же прямые и негнущиеся. Злодей — это просто злодей, он творит зло и злодействует, потому что он просто злодей. А хороший персонаж хорошо делает хорошие дела, потому что он хороший. Никаких противоречий в героях, все или черное, или белое.

Ну хорошо, обратимся к нехитрым истокам человеческой натуры. Есть Темная башня, которая не позволяет темным силам завладеть несколькими мирами, в том числе и нашим. Главный злодей по имени Уолтер хочет разрушить Темную башню, обрести абсолютную власть и заселить все миры монстрами, чтобы были тьма и огонь. И зачем ему это надо? Не логичнее ли мечтать о красивой жизни, выпивке, девках и золоте? А если он хочет добиться этой цели из-за каких-нибудь своих высших убеждений, то какой идее он, черт побери, служит? Мотивация Человека в черном, то есть Уолтера, в фильме отсутствует полностью.

Тёмная башня (The Dark Tower)

Столь же непонятен и главный герой, Стрелок, он же Роланд. С одной стороны, он хочет защитить Темную башню и убить Человека в черном. С другой стороны, Роланд уже не уверен, остался ли он стрелком до сих пор, он не уверен даже, хочет ли он быть Стрелком. И какого черта он распускает сопли? Хочешь что-то сделать — делай, а о своих личных проблемах тогда забудь. Просто иди к цели. Хотя, справедливости ради, именно личные проблемы в итоге и помогли Роланду собраться с силами в финальной битве с Уолтером.

Возможно, все эти выкладки не имеют смысла, возможно, этот фильм поймут только те, кто прочитал литературный первоисточник от Стивена Кинга. Тогда зачем снимать кино, толком не познакомив зрителя со вселенной, которой принадлежат эти миры? Вместо этого мы видим на экране какие-то обрывки старых историй, какие-то обрывки личностей и какие-то обрывки переживаний. Благо, что исполнители двух главных ролей как-то по-своему попытались сгладить эти неровности.

Тёмная башня (The Dark Tower)

Главную роль, роль Стрелка Роланда исполнил Идрис Эльба, очень талантливый и харизматичный британский актер. Учитывая высокий уровень профессионализма Эльбы, актер не мог не заметить, что в мозаике, из которой сложилась постановка «Темной башни», его герой находится в полнейшей эмоциональной изоляции, как и все остальные персонажи. Поэтому, отчаявшись поучаствовать в коллективной работе, он включил свое обаяние на полную мощность, тем самым перетянув на себя внимание зрителя. Поэтому в сценах со Стрелком недоработанная постановка заметна не так сильно.

Тёмная башня (The Dark Tower)

В точности то же самое можно сказать о Мэттью МакКонахи, которому досталась роль Уолтера, того самого Человека в черном. Уолтер всегда предельно спокоен и даже безмятежен, он говорит и делает ужасные вещи с несколько вдохновенным выражением лица, не поднимает ни на кого голос и при этом смотрится совершенно естественно. Иными словами, в отличие от Эльбы МакКонахи не только включил свое обаяние, но и не поленился найти какой-то интересный образ. И в сценах с Человеком в черном фильм «Темная башня» кажется почти игровым.

В сухом остатке нам предлагают вот такую историю. Мальчик по имени Джейк видит в своих снах картины из другого мира и понимает, что готовится что-то ужасное. Человек в черном, колдун, волшебник и само воплощение зла, узнает, что Джейк обладает сверхспособностями, которые помогут ему, Уолтеру, разрушить Темную башню. Тем временем Джейк, действительно оказавшись провидцем, проникает в другой мир и находит там Стрелка по имени Роланд. Джейк и Роланд расстраивают гнусные планы злодея и убивают его.

Высшую Научную Мораль фильма «Темная башня» сформулируем так: если кино не хочет, чтобы его поставили, то лучше даже не начинать.

Тёмная башня (The Dark Tower)

Засим наши оценки по десятибалльной шкале:

  • Режиссерская работа: 4,7 балла
  • Сценарий: 4,2 балла
  • Актерская работа: 5,6 балла.

В среднем арифметическом получаем позорные 4,8 балла, даже ниже среднего. Можно было поставить и больше, но мы в искренней обиде на создателей этого фильма за впустую потраченное время. Впрочем, если сходить на другой фильм у вас не получается, загляните и на «Темную башню». Под газировку, попкорн и пивко (безалкогольное, конечно) пойдет.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку