Собибор

04.05.2018

Собибор

Жесткая историческая драма «Собибор» дебютировала на киноэкранах в России 3 мая 2018 года. Режиссерский дебют Константина Хабенского более чем оправдал ожидания, а ожидания были немалые. Впрочем, и переплюнуть их у фильма тоже не получилось.

Итак, Константин Хабенский впервые в карьере выступил режиссером полнометражного фильма. Как актер он уже давно укрепился на пантеоне, обладая особой манерой игры, вживаясь в своих персонажей и преподнося их предельно легко и естественно. Далекий от кинематографа человек и подавно может не увидеть в Хабенском никаких запредельных актерских талантов, уж больно легко и складно у него все получается. Хотя в реальности за этим скрывается тяжелый и изнурительный труд.

Собибор

Дебютная картина Хабенского — режиссера поистине масштабна. Сценаристы и продюсеры поверили в большого актера и помогли ему собрать мощную актерскую команду из нескольких стран сразу. Этому, конечно, поспособствовал добротный сценарий. И сама тема, которая даже по прошествии семидесяти лет остается болезненно важной для всякого небезразличного жителя Европы. И не только Европы.

Тяжело смотреть любой фильм о концлагере. Это всегда бессмысленное насилие, это всегда массовые убийства, и от своей массовости еще более бессмысленные. Авторы фильма об этом знают, и всю первую половину картины, кажется, даже получают какое-то нездоровое удовольствие от изощренных издевательств над людьми. В определенный момент мы уже начали подумывать уйти из кинозала с гордо поднятой головой, было действительно непонятно, зачем выливать на зрителя такую бочку экранных нечистот. Хорошо, что мы этого не сделали, потому что эти экранные нечистоты имеют смысл.

Собибор

Впрочем, это первый тревожный звоночек по поводу качества фильма. Визуальная составляющая «Собибора» практически безупречна, операторская работа в определенном смысле оказывается на голову выше режиссерской. Не менее хорошо сделан и звук. Неплохо прописаны персонажи, но, кажется, режиссер с ними так и не разобрался. И когда на экране творится сущая жуть, когда она преподносится умелым оператором, когда люди на экране совершают в общем-то осмысленные действия, но за этими людьми ты не видишь личностей — вот тогда фильм начинает быстро утомлять. Начинает казаться, что ты смотришь творение какого-то зажравшегося эстетствующего хипстера-режиссера, которого поймут только такие же зажравшиеся эстетствующие хипстеры-кинокритики. Хорошо, что все это не про «Собибор», и весь этот беспредел имеет вполне осмысленную экранную нагрузку.

Собибор

Этого недопонимания не было бы, если бы Хабенский проработал каждого персонажа со сценаристами и нашел способ донести личности своих героев посредством киношного инструментария. Тем более, что в его руках оказались отличные технические средства и мощные актеры. В итоге пришлось выезжать на экшене.

Единство и борьба противоположностей на экране — классические, без преувеличения архетипические. Этого достаточно для хорошей истории с началом и концом, тем более, что в основу сюжета легли реальные события. Трагические реальные события. Но все это существенно теряет в весе, когда экранные персонажи не дорастают до личностей. Толпа узников терпит немыслимые издевательства, но среди этой толпы находятся люди, которых не удалось сломить, и они поднимают восстание. Они осуществляют массовый побег заключенных, это был первый и последний такой случай в истории концлагерей Третьего рейха. Значит, речь идет о настоящих личностях.

Собибор

Зло, настоящее, натуральное зло творят нацисты в этом концлагере. Это нелюди, они — просто Оно, жестокое, беспощадное и бессмысленное в своих бесчинствах. Но они все равно из плоти и крови, они все равно личности, пусть даже и оказавшиеся по ту сторону добра и зла. Но нет. И начальник лагеря, и его подчиненные очень незначительно отличаются друг от друга, приходится прилагать немалые усилия, чтобы разобраться, кто есть кто. Такого в кинематографе быть не может. Или это просто кинобеллетристика.

Сцены издевательств одна за другой с небольшими перерывами идут всю первую половину фильма. Вторая половина фильма посвящена восстанию и массовому побегу. Здесь евреи, которых дисциплинированные немцы на личном примере научили убивать, меняются местами со своими истязателями. И мы понимаем, что зверства немцев по отношению к евреям в этой ленте были нужны, чтобы зритель стал сочувствовать евреям, которые начинают жестоко, слишком жестоко убивать немцев.

Собибор

В какой-то момент начинает казаться, что фильм «Собибор» — гимн человеконенавистничеству. Уж слишком тяжело воспринимается первая часть картины, и уж слишком позитивно зритель воспринимает вторую. В реальности все наоборот. Сценаристы показывают нам человеконенавистнические сцены одну за другой, чтобы зритель в конечном итоге принял решение, что и тому, и другому на самом деле не должно быть места в этом мире. Объясним проще. Фильм «Пила» показывал смерть, но учил любить жизнь. «Собибор» показывает ненависть к человеку, но учит любви к нему.

Собибор

Главную роль в фильме «Собибор» исполнил сам режиссер картины — Константин Хабенский. Как и всегда, игра его в этом фильме безупречна. Каждый оттенок эмоции более чем точно передается на экран и голосом, и жестом, и мимикой. Проблема всего одна, и повинен в ней Хабенский — режиссер: сам по себе персонаж не получается назвать достоверной личностью. Его не назовешь даже схематичным. Он просто есть, и он просто действует на экране. Странное ощущение.

Собибор

Роль Карла Френцеля, начальника концлагеря «Собибор» исполнил крупный французский актер Кристофер Ламберт. Ему уже 61 год, и былого романтизма в нем остается все меньше и меньше. Особенно после перевоплощения в такую жесткую фигуру его фирменный взгляд становится безумным и жутким. Персонаж Ламберта страдает кучей психологических и психических отклонений, которые вкупе превращают его в натуральное чудовище. Большую часть времени он держит себя в руках, но когда им овладевают эмоции, у зрителя наступает нечто вроде когнитивного диссонанса, и это еще больше нагоняет жути.

Собибор

Среди актеров второго плана хочется отметить Гелу Месхи. Гела — настоящий мастер перевоплощения, и нам понадобилось приложить немало училий, когда в середине фильма мы вспомнили, что он был заявлен в актерском составе. Пришлось потрудиться, чтобы отыскать его среди очень похожих друг на друга узников. И все-таки он выгодно отличался среди них. Прекрасный актер!

Собибор

В сухом остатке история фильма «Собибор» такова. Узники концлагеря, которых истребляют десятками, сотнями и тысячами (в реальности за полтора года в этом концлагере было уничтожено 250 000 евреев), не теряют веры и надежды. Они тщательно продумывают план побега и понимают, что в сложившейся ситуации должны бежать все, все поголовно. И им это удается.

Высшую Научную Мораль фильма «Собибор» мы уже озвучили выше: человеколюбие остается одной из высших ценностей, как бы ни повернулась судьба.

Собибор

Засим выставляем ленте «Собибор» наши оценки по десятибалльной шкале:

  • Режиссерская работа: 6,3 балла
  • Сценарий: 8,5 балла
  • Актерская игра: 6,7 балла
  • Операторская работа: 8,7 балла.

В среднем арифметическом получаем более чем заслуженные, если даже не завышенные 7,6 балла. Если вы способны выдержать жесткие экранные сцены, посмотрите «Собибор», это достойное кино.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку