Железнодорожный маршал

09.03.2018

Пассажир (The Commuter)

Криминальный триллер «Пассажир» дебютировал на российских киноэкранах 8 марта 2018 года, несколько странный подарок милым дамам в Международный женский день. Учитывая обстоятельства, ожидания от ленты были очень высокими. И, к сожалению, оправдались они не в полной мере.

Режиссером картины выступил гениальный каталонец Жауме Кольет-Серра, традиционно он очень не любит стандартных кинематографических и сценарных приемов, раз за разом умудряясь удивить современного зажравшегося зрителя. Давайте вспомним его работы: кровавый хоррор «Дом восковых фигур», не менее жуткий социальный триллер «Дитя тьмы», фильм одной актрисы «Отмель», а также серию боевиков «Неизвестный», «Воздушный маршал» и «Ночной беглец» с Лиамом Нисоном. Крутой ирландец снялся и в новой работе Кольет-Серра «Пассажир».

Пассажир (The Commuter)

Наши ожидания от «Пассажира» были действительно высокими, учитывая относительно громкое имя режиссера, а также его оригинальную и добротную манеру ставить кино. И все бы хорошо, но на сей раз гениальный каталонец повторился, «Пассажир», к сожалению, очень напоминает «Воздушного маршала». Действие большей части картины происходит в общественном транспорте дальнего следования, если раньше это был самолет, то теперь электричка, бегущая в пригород Нью-Йорка. Вместо таинственного злодея, досаждающего главному герою по SMS, мы имеем таинственную злодейку, она делает персонажу Нисона предложение, от которого он не может отказаться. И от этого начинаются все неприятности.

Основная тема, которая скрывается за общей сюжетной мишурой, несколько удивляет, тем более, что она всплывает на поверхность западного (европейского и американского) кино уже не в первый раз. В современном империалистическом мире победившего капитализма и проигравшего социализма шаг за шагом начинают обличать людей, обретших несметные богатства и сопутствующую власть. Здесь мы видим неприятный разговор главного героя со своим начальником в начале фильма, а также с бывшим напарником буквально в следующей же сцене. Тема задается прямым текстом: «Если хочешь знать, что бог думает о деньгах, взгляни на того, кому он их дал».

Пассажир (The Commuter)

Объяснить тот факт, что данные настроения становятся все более явными, непросто. С одной стороны, это может быть заказ со стороны богатых и знаменитых, которым неприятно, что в их рядах появляются люди, отличающиеся от них мировоззрением. Это и непредсказуемый Цукерберг, и сомнительного свойства Кардашьян, и эпатирующий футуристическими идеями Маск. Возможно, стремление простых людей к серьезным богатствам перестало нравиться западным правительствам, а шансов быстро разбогатеть у современного человека все прибавляется и прибавляется, взять хотя бы всемирную истерию с криптовалютами или государственные лотереи, выигрыши в которых нередко обретают поистине космические масштабы. Или, наконец, самый маловероятный вариант — социальный спрос. Недовольство среднего класса зарвавшимися и все наглеющими богатеями постепенно накаляется. С новой силой подобные настроения вспыхнули в США в кризис 2008 года, американская зараза проникла в Европу, а в России она катализируется либеральными борцами с коррупцией. Всерьез эти настроения не воспринимаются нигде, зато в кинематографе они находят отражение, потому что пипл с удовольствием готов хавать это пикантное блюдо.

Пассажир (The Commuter)

Жауме Кольет-Серра знает, о чем говорит. В его родной Каталонии интеллигентный бунт среднего класса, борющегося за независимость региона, был интеллигентно подавлен тем самым мировым империализмом (а не испанской короной, конечно). Однако при всей кажущейся злободневности данная тема не стала истинным ядром фильма «Пассажир», режиссер сделал ее не более чем закадровым мотивирующим фактором, который объясняет поступки главного героя и группы злодеев. Почему было не копнуть глубже? На наш взгляд, все предельно просто: он прекрасно понимает, что своим успехом, и творческим, и коммерческим, он обязан тому самому мировому империализму. Тем самым красномордым идиотам в дорогих костюмах, которые дают ему деньги на фильм. А потом делятся выручкой. Выбор простой: или обострить и остаться честным человеком, или спустить на тормозах и получить путевку в дальнейшую творческую деятельность. Кольет-Серра как здравомыслящий человек выбрал второе и правильно сделал.

Пассажир (The Commuter)

На втором уровне мы имеем куда более простую психологическую ситуацию. Герою Лиама Нисона предложили жизненно необходимую ему на данном этапе крупную сумму денег за совершение нехорошего поступка. И подстегнули его заинтересованность в данном вопросе банальной угрозой жене и сыну. Что ты выберешь: убить человека и спасти семью или не убивать незнакомого и невинного гражданина, но обречь на верную гибель жену и ребенка? Если не получилось сыграть на первом, политическом уровне истории, то можно было бы углубиться во второй уровень, психологический, затянуть в него зрителя и чем-нибудь этаким огорошить. То есть, если не дотянули до Спилберга, то выступили бы на уровне Нолана. Но и этого авторы фильма «Пассажир» тоже делать не стали. Почему — тут вариантов тоже немного: или попросту не осилили, или решили сделать ставку на экшен.

Пассажир (The Commuter)

Самое печальное, что и на третьем, поверхностном уровне картины, на уровне экшена и детективной составляющей «Пассажир» тоже не преуспел. Если у тебя есть главный герой, и его играет 65-летний Лиам Нисон, а потенциал для сверхзадачи уже исчерпан, оставив только зрелище, то надо его сделать сверхчеловеком. Напускать на главного героя по три-четыре злодея за раз и феерично их мочить, как это было в трилогии «Заложница». Но нет, тут Нисону достается по полной, хотя он в итоге, конечно, справляется. А детективная часть сюжета — вообще позорище. Никакой вам дедукции, никакого полноценного расследования, одна ошибка за другой. И это у бывшего полицейского, на которого злодеи сами сделали ставку!

Пассажир (The Commuter)

В итоге у авторов картины остались слишком скромные, несвежие и откровенно пресные ингредиенты, чтобы из них получилось по-настоящему вкусное блюдо. Как мы уже вскользь отметили, из холодильника достали вчерашнего «Воздушного маршала», добавили в него усилитель вкуса (глутамат натрия, пищевая добавка Е621), разогрели в микроволновке и подали на стол. Оставалось только уповать на остаточное мастерство Жауме Кольет-Серра, который все-таки умудрился поднять столь слабый материал до своего виртуозного уровня. Сцена с бегущим поездом ближе к концу фильма оказалась по-настоящему зрелищной. Да и в целом особых провисаний в «Пассажире» не замечено.

Пассажир (The Commuter)

Главную роль в картине исполнил Лиам Нисон. Ничего принципиально нового в «Пассажире» он не показал. По большому счету, зритель ничего нового и не ожидал. Традиционная скупая харизма, грустный, но мужественный взгляд и все то, за что мы так полюбили длинного ирландца.

Пассажир (The Commuter)

В традиционном амплуа выступила и главная злодейка — Вера Фармига. При (скажем настолько мягко, насколько сумеем) своей нестандартной внешности она изобразила весьма симпатичную самоуверенную даму и даже была куда менее пугающей, чем истинные возможности ее персонажа. Такие мягкие противоречия зрителю нравятся, и есть, за что.

Пассажир (The Commuter)

Видимо, после успешного дуэта в «Заклятиях» за ней последовал ее тамошний экранный партнер Патрик Уилсон. Уникальный актер и, надо полагать, уникальная личность. Со стопроцентной точностью знает все свои возможности, никогда не переигрывает и всегда справляется с задачей, которую перед ним ставит режиссер. Ничего нового от него мы в «Пассажире», опять же, не увидели, но картины это не испортило.

Пассажир (The Commuter)

В точности то же самое, что про трех предыдущих, можно сказать и о Сэме Ниле, которого в эту картину взяли скорее для коллекции и визуального комфорта. Более чем традиционная для него роль капитана нью-йоркской полиции. И более чем органичный образ в этой роли.

В сухом остатке сюжет фильма несложен. Бывшего полицейского увольняют из страховой компании, где он проработал десять лет. По пути домой он получает шанс заработать кучу денег, выполнив, на первый взгляд, относительно несложную и неопасную работу. Будучи зажатым в тисках ипотеки и желания отправить сына в университет, он соглашается. И, конечно же, задание оказывается куда более сложным и куда менее законным, нежели казалось на первый взгляд. Пройдя через все круги ада и предательство, главный герой выходит победителем из неравной схватки.

Пассажир (The Commuter)

О Высшей Научной Морали в фильме «Пассажир» лучше не говорить вообще. Если бы она и осталась после кучи сюжетных ампутаций, то звучала бы она слишком примитивно. Будем считать, что ее здесь и вовсе нет.

Засим остается разобраться с нашими скромными оценками по десятибалльной шкале.

  • Режиссерская работа: 8,5 балла
  • Сценарий: 4,0 балла
  • Актерская работа: 7,8 балла.

В среднем арифметическом выставляем «Пассажиру» более чем скромные 6,7 балла. Звезд с неба эта лента, конечно, не хватает, но как минимум одного просмотра она точно достойна. Особенно для любителей жанра.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку