Статистика интернета в России с 2007 по 2016 год
Статистика интернета — штука нужная, без неё в аналитике никуда. Предметом данной статьи являются статистические данные развития интернета в России и проникновения его в регионы по данным Яндекс. Эти цифры и графики помогут вам сформировать целостную картину, как развивается интернет в России на уровне регионов, какие процессы уже завершены, какие затухают, а какие набирают силу. Все эти данные дадут понять, как оптимально строить стратегию развития своего интернет-ресурса и на что ориентироваться при продвижении своего сайта.
Самая важная и показательная метрика развития интернета на территории всей России — это уровень проникновения интернета в регионы по годам, начиная с 2007 и заканчивая 2015. Эти данные представлены в таблице.
Таблица динамики проникновения интернета в регионы по данным Яндекс
Регион | 2007 | 2008 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Центральный | 23 | 25 | 38 | 43 | 50 | 55 | 60 | 64 |
Северо-Западный | 31 | 28 | 49 | 53 | 56 | 61 | 64 | 71 |
Приволжский | 21 | 24 | 36 | 44 | 48 | 55 | 57 | 64 |
Сибирский | 20 | 23 | 35 | 43 | 50 | 56 | 60 | 67 |
Уральский | 21 | 24 | 39 | 45 | 54 | 59 | 63 | 66 |
Южный | 20 | 24 | 34 | 43 | 49 | 55 | 60 | 67 |
Дальневосточный | 28 | 30 | 37 | 48 | 50 | 49 | 58 | 63 |
В среднем по округам | 23 | 25 | 37 | 44 | 50 | 57 | 62 | 67 |
Москва | 57 | 55 | 64 | 68 | 70 | 74 | 77 | 77 |
Санкт-Петербург | 37 | 52 | 67 | 71 | 71 | 69 | 77 | 77 |
Капитан Очевидность с нами: он кокетливо двигает бровями и говорит, что впереди России всей по интернет активности — Москва. ОН многозначительно улыбается и намекает на то, что претензии провинциалов в адрес москвичей чуть менее чем вероломны: к вопросу создания сайта для своей фирмы столичный бизнесмен приступает сразу же после подачи документов на регистрацию юрлица. Разве бывает фирма без сайта в 21 веке — удивленно вопрошает он. Да, уважаемый москвич, бывает, особенно у нас в Южном Федеральном.
Динамика проникновения интернета в России в среднем по округам с 2007 по 2015
Но годы идут, а мы, россияне, люди умные и умеем учится. И вот разрыв между прогрессивной Москвой и нашими провинциями потихоньку стирается. Уровень проникновения интернета в самые отдаленные уголки нашей страны повышается, в том числе и за счет мобильного
Проникновение интернета в России по регионам на 2015
Посмотрим, как обстоят дела с доменами в России. Напомню, что домен — это имя сайта, именно по нему в вашем браузере начинается загрузка страницы сайта
Число доменов на 1000 пользователей Рунета с 2007 по 2013 год
Регион | 2007 | 2008 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Центральный | 21 | 35 | 44 | 75 | 78 | 53 |
Северо-Западный | 5 | 18 | 34 | 43 | 52 | 43 |
Южный | 8 | 20 | 24 | 29 | 32 | 33 |
Приволжский | 8 | 22 | 27 | 36 | 46 | 34 |
Уральский | 16 | 22 | 37 | 50 | 51 | 35 |
Сибирский | 9 | 22 | 30 | 35 | 40 | 26 |
Дальневосточный | 14 | 17 | 35 | 39 | 47 | 35 |
В среднем по округам | 11 | 24 | 33 | 45 | 51 | 77 |
Москва | 73 | 133 | 233 | 240 | 201 | 161 |
Санкт-Петербург | 57 | 57 | 99 | 121 | 125 | 114 |
Как видно из графика, число доменов на 1000 юзеров выросло практически в 7 раз за 6 лет. Однако по некоторым регионам, самым активным, число доменом пошло на спад, это видно из таблицы: например, в 2011 в Москве на 1 тыс. пользователей приходилось 240 доменов, но в 2013 их число снизилось до 125. Где логика, спросите вы, и будете не правы, потому что логика тут простая и закономерная.
Когда то, когда ссылки выталкивали сайты в топ как пробку из бутылки Шато Тамань, а работа оптимизатора была сверхдоходной и непыльной, энергичные люди заводили несколько сайтов для продвижения своей фирмы, либо для продажи всё тех же ссылок. Поисковые системы эволюционировали, а любители легких денег за счет ссылочного SEO не были готовы пахать и идти к успеху годами. По этой причине многие сайты оказывались невыгодными, они больше не приносили легких денег и веб-мастера прекращали поддерживать сайт и проплачивать домен.
Это не единственная причина, по которой рост числа доменов на 1000 пользователей идет в минус. Можно выделить следующие основные причины по которым новые домены перестают покупать так же активно, особенно в Москве и СПб.
- более 70% московских фирм уже имеют свои сайты
- разные сайты одной фирмы могут склеить (аффилиаты)
- сателлиты теряют эффективность
- дорвеи уже не работают
- на продаже ссылок много денег не заработаешь (в текущей ситуации)
- рекламные доходы с сайтов снижаются
- некоторые вебмастера покупают домены на бирже (опасная практика)
Однако в регионах число доменов растет, и это прекрасно, ведь с каждым фактом покупки нового домена еще один руководитель перестал прятать голову в песок, прикрываясь высокомерным вердиктом "Нам сайт не нужен". Нужен, граждане, потому что информационная эпоха уже наступила, и убежать от неё больше нельзя.
Число доменов на 1000 пользователей Рунета в среднем с 2007 по 2013 год
Интересно, как развивается в интернете бизнес? Если положиться на данные в таблице, которые я взяла в Исследованиях Яндекс, то можно увидеть, что доля бизнес-сайтов имеет тенденцию к неторопливому росту. Однако до 2013 года в Исследованиях эти данные были основаны на доле сайтов для бизнеса, которые зарегистрированы в Яндекс.Каталоге. Попасть в Яндекс.Каталог всегда было непросто, ведь туда берут исключительно качественные и полезные сайты, это своего рода показатель "крутизны" веб-ресурса.
Но мы-то знаем, что большую часть сайтов для компаний изготавливают люди, которые невероятно далеки от профессиональной веб-разработки. Их плюс в стоимости услуг, но качество хромает грандиозно. После внедрения Яндексом Однорукого Бандита такие любительские сайты можно найти в ТОП50. Признаюсь, до рандомизации выдачи я и представить себе не могла масштабы подобного явления: сотни низкокачественных сайтов компаний буквально наводнили региональный интернет. К счастью, рандомизация таким веб-ресурсам не поможет, они так и останутся на днище поисковой выдачи в долгосрочной перспективе. В несчастью, владельцы этих ГС просто теряют веру в возможности интернета, а это неправильно.
Так вот, до 2013 года подобные ужас-сайты не были посчитаны в Исследовании Яндекса. Данные в таблице предоставлены на основе анализа качественных сайтов из Яндекс.Каталога.
Сайты бизнес-тематики, % с 2010 по 2013 годы в России
Федеральные округа | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Центральный | 48 | 48 | 49 | 57 |
Северо-Западный | 31 | 33 | 33 | 44 |
Южный | 40 | 43 | 45 | 49 |
Приволжский | 46 | 47 | 48 | 50 |
Уральский | 51 | 53 | 53 | 48 |
Сибирский | 39 | 39 | 41 | 51 |
Дальневосточный | 34 | 35 | 36 | 51 |
В среднем по округам | 44 | 45 | 46 | 55 |
Москва | 43 | 43 | 43 | 73 |
Санкт-Петербург | 45 | 45 | 45 | 74 |
В исследовании 2014 года Яндекс основывает свои цифры на другой метрике — он посчитал ссылки на сайты в своем справочнике, где регистрируются многие компании. Теперь нам известна доля организаций, которые имеют сайт, среди представленных в Справочнике Яндекс.Карт на февраль 2015. И мы опять сталкиваемся все с той же проблемой: любительские сайты и компании, которым принадлежат такие сайты, зачастую не только не зарегистрированы в Яндекс.Справочнике (и на карте), но и не привязаны к региону. Мое мнение — часть бизнес-сайтов не учтена по причине их полной невидимости для Яндекса. С другой стороны, информационных сайтов, собранных на коленке для продажи ссылок и рекламы, тоже немало, и их доля не противопоставлена доле ГС, которые созданы в качестве корпоративного сайта. Тем не менее, узнать истинное положение вещей мы не можем — Яндекс посчитал только те ресурсы, которые являются полноценными сайтами в полном смысле этого слова.
Присутствие организаций в интернете, % 2011 — 2013
Федеральные округа | 2011 | 2012 | 2013 |
Центральный | 37 | 49 | 57 |
Северо-Западный | 26 | 35 | 44 |
Южный | 34 | 43 | 49 |
Приволжский | 41 | 47 | 50 |
Уральский | 33 | 40 | 48 |
Сибирский | 39 | 48 | 51 |
Дальневосточный | 34 | 39 | 51 |
В среднем по округам | 36 | 45 | 55 |
Москва | 70 | 74 | 73 |
Санкт-Петербург | 70 | 77 | 74 |
Но если вас не видно в поиске, то вас по сути и не существует в интернете. Так что определенное здравое зерно в таком подходе к учету бизнес-сайтов есть. Если ваш сайт не посчитали, будем считать, что это не совсем сайт. Ребята, пришло время делать профессиональные качественные полезные веб-ресурсы для своей любимой компании и ваших клиентов.
Доля организаций, которые имеют сайт, среди представленных в Справочнике Яндекс.Карт, февраль 2015
Проникновение мобильного интернета, %
Федеральные округа | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Центральный | 25 | 39 | 50 | 46 |
Северо‑Западный | 23 | 33 | 43 | 43 |
Южный | 29 | 42 | 50 | 45 |
Приволжский | 26 | 38 | 48 | 45 |
Уральский | 22 | 38 | 42 | 48 |
Сибирский | 25 | 35 | 46 | 44 |
Дальневосточный | 31 | 50 | 59 | 53 |
В среднем по России | 26 | 41 | 50 | 48 |
Москва | 30 | 49 | 57 | 61 |
Санкт‑Петербург | 27 | 43 | 53 | 56 |
По материалам yandex.ru/company/researches/