Еще один неуместный Гоголь

06.04.2018

Гоголь. Вий

Фильм под названием «Гоголь. Вий», продолжение сериального блокбастера, вышел на экраны российских кинотеатров 5 апреля 2018 года. Пара новых историй, как и ожидалось, поставлена ровно в таком же духе, что и полгода назад, а сюжет оказался формально интереснее, нежели в дебютной ленте. Это и хорошо, и плохо одновременно.

Продюсерский центр Александра Цекало «Среда» постоянно радует зрителя телесериалами, снятыми на мировом уровне, и это не красное словцо. Более того, сериалы эти раз от разу оказываются все лучше. И это вдвойне интересно оттого, что классический полнометражный «большой» российский кинематограф сейчас заметно отстает от своего эфирного брата. Да, обычные «односерийные» фильмы, которые идут по кинотеатрам, развиваются куда медленнее, только на словах надеясь догнать Голливуд. Почему так получается — для нас загадка, да и разбираться в этом не особо-то и хочется. Интересен сам факт.

Гоголь. Вий

Вот почему, когда в «Среде» сняли крутой сериал про великого Николая Васильевича, было принято решение не спешить с передачей материала на телевидение. И правда, настолько крутой материал с некоторыми оговорками достоин прокатиться и по кинотеатрам. Да и продюсеры с удовольствием получат за это дополнительные гонорары. Однако разница в форматах продолжает играть с «Гоголем» злую шутку. Мы сказали об этом полгода назад, повторимся и сегодня, сериальный формат смотрится на большом экране не совсем уместно. Клиповая подача материала, свойственная большому кино, здесь заменена более флегматичной манерой повествования, и подсознательно возникает некое подобие когнитивного диссонанса.

Но есть и другой минус. Создание продолжений в большом кино — это отдельный жанр. Сиквелы и приквелы подчиняются определенным законам, и зритель подсознательно к этому привык. Продолжения обычно или лучше, или хуже. Но в точности такими же они быть не могут по определению. Даже если речь идет о какой-нибудь части саги, к примеру, «Звездные войны», «Индиана Джонс», «Терминатор», да те же самые «Сумерки» и «Голодные игры». Каждая часть любой из этих лент все равно остается самостоятельным произведением, хотя и рассказывает часть общей истории. Черт возьми, это справедливо даже для «Властелина колец» и «Хоббита», хотя все серии этих трилогий снимались одновременно.

Гоголь. Вий

В случае с «Гоголем» сериальность оказывается скорее минусом. Картина «Гоголь. Вий» даже не претендует на самостоятельное произведение. Полгода назад нам показали первые две серии, сейчас еще две. И заключительную пару обещают выпустить на большие экраны 30 августа. Белыми нитками шито, что целостную длинную картину грубо распилили на три части с целью срубить бабла — и теперь выпускают этот продукт строго дозировано. В этом смысле «Гоголь. Вий» оказывается даже хуже, чем «Гоголь. Начало». Полгода назад нас познакомили не только с героями, но и с тем, насколько мощный у «Среды» вышел продукт. Первую половину ленты зрителя попеременно шокировали и удивляли, «вау-эффект» был действительно на высшем уровне.

А сейчас продолжили делать ровно то же самое в той же самой поре, отступив от традиций большого кинематографа и не навертев каких-нибудь этаких штук, которые делают продолжения продолжениями в киношном смысле этого слова. Как учил покойный Уэс Крейвен во второй части «Крика», сиквел фильма ужасов всегда более кровавый, трупов больше, а настроение картины более напряженное. Взамен в «Вие» мы видим фрагмент чего-то между чем-то и чем-то. Человеку, который не ходил в кино полгода назад и не видел «Начала», сейчас в кинозале делать вовсе нечего, он увидит кучу пугалок, компьютерной графики и персонажей, которых ровным счетом не понимает. Потому что если ты смотришь сериал, ты смотришь его с самого начала. Или он тебя не затянет. Да, в отличие от полнометражного кино сериалы имеют еще и наркотический эффект.

Гоголь. Вий

Впрочем, большой ошибкой было бы думать, что в фильме «Гоголь. Вий» все так уж безнадежно и так уж плохо. Отнюдь. Кино крутое и даже очень крутое. Лихой сюжет, правильные пугалки и относительно неплохая компьютерная графика. И даже музыка уже не так явно напоминает о «Шерлоке Холмсе» Гая Ричи. Персонажи живые, они действуют вполне логично, и никто не пытается всунуть каких-то набивших оскомину американизмов. Единственное, пожалуй, это нелепая прорисовка самого Вия. Слишком уж он, подлец, компьютерный. А увидеть только один глаз после культовой фразы «Поднимите мне веки» было несколько неожиданно.

А еще в ленте «Гоголь. Вий» мы окончательно убедились, что данный проект нельзя назвать глумлением над классикой. Да ничего подобного! Более того, настоящая классика (а произведения Гоголя — это настоящая классика) настолько мощна и непоколебима, что оскорбить ее не получится даже у самого последнего подонка, тут спасуют даже Уве Болл и студия Asylum в полном составе. Классика становится классикой тогда, когда отдельное произведение становится скорее сюжетным направлением, на основе которого более поздние творцы строят свои более поздние произведения. А академично поставлены эти произведения или нет, роли уже не играет. Главное, чтобы зритель был доволен.

Гоголь. Вий

Об актерском составе ничего нового сказать не получится, здесь все тот же костяк в лице Александра Петрова, Евгения Стычкина, Евгения Сытого, Яна Цапника, Сергея Бадюка, а также красоток Таисии Вилковой и Юлии Франц. Все снова на своих местах, и все отменно справляются со своими непростыми партиями. Шутят, пугают и по необходимости веселят.

Отдельно хочется отметить инфернального Кирилла Полухина, который появился в фильме «Гоголь. Вий» в роли самого Чёрта. В этой ленте инфернальность актера во сто крат усиливается сценарной задумкой и режиссерской подачей материала. Словом, смотреть на этого персонажа было очень приятно. Хочется надеяться, что он мелькнет и в будущих сериях в не менее интересном виде.

Гоголь. Вий

В сухом остатке сюжет фильма «Гоголь. Вий» получается примерно такой. После событий первого фильма главные герои образуют сплоченную команду. Они помогают разобраться в одном запутанном деле и найти похищенную самим Чёртом девушку, который искушает жениха ее сестры. И, конечно, участвуют в расследовании убийства женщины, которая считается ведьмой. А тем временем таинственный Всадник продолжает таинственно убивать, хотя в его действиях теперь прослеживается некая логика.

На сей раз не будем раскладывать картину по кусочкам, а просто присвоим фильму «Гоголь. Вий» нашу оценку по десятибалльной шкале. И оценка эта 7,5 балла, да, на три десятых выше, чем первая часть. Невзирая на некую противоречивость и небольшие огрехи, лента получилась более чем достойной!

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку