28 панфиловцев

25.11.2016

28 панфиловцев

Фильм «28 панфиловцев», профинансированный всем миром, вышел на российские экраны 24 ноября 2016 года. Ожидания от картины были противоречивыми, мнения были диаметрально противоположными, однако на деле все оказалось совсем неплохо, хотя и без претензии на шедевральность, фильм вышел крепким, интересным, а главное — безусловно качественным.

Режиссеров у картины оказалось двое: Ким Дружинин и Андрей Шальопа. Ничего запредельного об их фильмографии «Кинопоиск» нам не поведал, все больше работа в телесериалах, надо полагать, в качестве ремесленников. Хотя дебютная их работа вызывает определенное любопытство, фильм 2008 года получил название «Поймать ведьму», в это трудно поверить, но речь идет о своеобразном спиноффе прогремевшей в свое время «Ведьмы из Блэр». По сюжету российские туристы отправляются в Мериленд (США), чтобы выяснить, действительно ли там живет некая ведьма. И, собственно говоря, выясняют на свою голову. Картина снята в жанре мокьюментари, то есть подделки под документальное видео. И снимали ее, конечно, не в Мериленде, а под нашим родным Выборгом в Ленинградской области. Работа получила довольно высокие зрительские оценки.

С тех пор прошло уже восемь лет, ребята набрались опыта, стали настоящими профессионалами, и им доверили «28 панфиловцев». Как и полагается, незадолго до выхода этого фильма в прессе развернулась нешуточная дискуссия на тему того, был ли в реальности такой подвиг, или его не было. Мы этого вопроса касаться совершенно не будем, ибо в истории разбираемся еще хуже, нежели в кинематографе. Поэтому говорить будем исключительно о фильме. Фильм получился действительно крепким и интересным, можно сказать, что он был снят как будто по учебнику, а это лучший способ совершить минимум ошибок, как технических, так и творческих. То же самое можно сказать и про сценарий, он вышел образцово-показательным, без лишних перегибов и недогибов.

По совести говоря, нет никаких недогибов и перегибов и в самой ленте в целом. В «28 панфиловцах» начисто отсутствует какая-либо политика или идеология, никаких вам «побед коммунизма» или «за Сталина!», основную часть хронометража занимают военные действия, снятые настолько целостно, что зритель целиком и полностью погружается в картину. Зрителя ненавязчиво берут за руку и ведут от начальных титров до финальных.

28 панфиловцев

Столь же ненавязчиво практически в самом начале фильма сценарист нам дает понять, что нас ожидает, очень запомнился разговор о том, как в некоем японском селе местные жители страдали от бандитских налетов и решили нанять настоящего воина, который, разобравшись в ситуации, привел еще шестерых друзей. И всемером они уложили примерно сорок разбойников. Хотя, продолжает автор, возможно, это были не японцы, а американские пастухи, умеющие метко стрелять. Согласно официальной версии, подвиг панфиловцев имел место 27 ноября 1941 года, а описанные в этих историях фильмы «Семь самураев» Акиры Куросавы (1954 год) и голливудская «Великолепная семерка» (1960 год плюс недавний римейк) вышли несколько позже. Но едва ли это можно назвать анахронизмом, это скорее обращение к зрителю. Как и последовавшее за ним упоминание о подвиге «трехсот греков», выстоявших против десятитысячной армии врага. Этот подвиг произошел задолго до выхода знаменитого фильма Зака Снайдера.

Конечно, несколько грустно было смотреть, как плечом к плечу сражались представители разных национальностей из союзных республик: русские, украинцы, казахи. Грустно, что теперь мы куда сильнее разобщены, и какие-то силы продолжают нас разобщать. Тогда таких вопросов не стояло, они показали немцам, кто такие русские. Почему русские? Да потому, что воевали в России. А воевали бы в Казахстане, показали бы, кто такие казахи — и так же все вместе стали бы казахами.

28 панфиловцев

Отдельной строкой хотелось бы выразить благодарность и другим членам съемочной группы. Оператор Никита Рождественский снял фильм так же просто и понятно, ни в какой момент времени у зрителя не возникало вопросов, что же такое происходит на экране, и почему. Прекрасную музыку написал композитор Михаил Костылев, уместную в каждом кадре, в одних эпизодах торжественную, в других гнетущую, в третьих — лирическую. И, конечно же, нельзя не отметить и актеров, четко справившихся с задачей. Хотя звезд первой величины в «28 панфиловцах» и не оказалось. Возможно, оно и к лучшему.

Больше всех запомнился Алексей Морозов, сыгравший политрука Василия Клочкова. Он не запугивал бойцов, не конопатил им мозги сложными политическими выкладками, а работал исключительно по своей профессии, воодушевлял их и хвалил, а когда начался бой, то и сам подавал им пример. В итоге ценой собственной жизни. К сожалению, если учесть особый жанр данной ленты, то Алексею досталась одна из немногих здесь по-настоящему игровых ролей, тогда как в большинстве упрощенных сцен он запоминался в первую очередь благодаря своему личному обаянию.

И, конечно, нельзя не отметить актера Якова Кучеревского, он исполнил роль сержанта Ивана Добробабина. Будучи родом из Херсонской области, Яков очень органично говорил на смеси украинского и русского языков. Не обладая таким багажом знаний и интеллигентским обаянием, как герой Морозова, сержант Добробабин сам по себе продолжал дело политрука, объясняя сослуживцам, как и за что они сражаются, и почему в этом смертельном бою нужно оставаться живыми как можно дольше. Впрочем, об этом позже.

28 панфиловцев

Пересказывать сюжет фильма довольно трудно, ну да мы попытаемся. Поздняя осень 1941 года, Подмосковье. Повсюду уже лежит снег, хотя большие морозы еще не пришли. Немцы прорываются к Москве, Красная армия стоит насмерть. В какой-то момент складывается ситуация, при которой неприятель может прорвать оборону, обойдя крупные красноармейские части. Поэтому между крупными частями стоят четыре роты, которые при всем желании не смогут победить врага, превосходящего числом и техникой. Задача одна — сдерживать фрицев настолько, насколько это возможно и невозможно. Стоять намертво. А чтобы стоять намертво, нужно оставаться живыми, потому что мертвые уже не бойцы. И 28 панфиловцев стоят намертво, ценой своих жизней уничтожив 18 немецких танков и никак не меньше сотни пехотинцев.

Высшую Научную Мораль фильма «28 панфиловцев» сформулируем так: гибель в бою далеко не всегда оказывается признаком настоящего героя, настоящий герой сохраняет свою жизнь, чтобы продолжать сражаться и громить неприятеля. Разумеется, подобные ситуации порой имеют место и не на войне, и не только тогда, когда речь идет о жизни и смерти.

28 панфиловцев

Засим выставим картине «28 панфиловцев» наши скромные оценки по десятибалльной шкале:

  • Режиссерская работа: 8,0 баллов
  • Сценарий: 8,0 баллов
  • Актерская игра: 8,2 балла
  • Операторская работа: 8,5 балла
  • Музыка: 9,0 баллов.

В итоге фильм «28 панфиловцев» получает целиком и полностью заслуженные 8,3 балла. С рейтингом «12+» здесь нет излишней жестокости, рек крови и отлетающего во все стороны мяса. Это фильм совершенно о другом. К просмотру настоятельно рекомендуем.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку