Кредо игрового проклятья

06.01.2017

Кредо убийцы (Assassin's Creed)

Фантастический боевик «Кредо убийцы» (Assassin's Creed) по мотивам одноименной серии компьютерных игр вышел на российские экраны 5 января 2017 года. Как и предполагалось, кино вышло задорным и динамичным, однако проклятье, нависшее над постановками по играм, все еще продолжает действовать.

Режиссером картины стал Джастин Курзель, до сей поры снимавший более простое кино в драматическом жанре. Что любопытно, год назад он выпустил близкую к академической постановку шекспировского «Макбета», в которой, как и в теперешнем «Кредо убийцы» главные роли исполнили все те же Майкл Фассбендер и Марион Котийяр. Иными словами, режиссер впервые вышел в высокобюджетное кино и подтвердил свою высокую квалификацию, к режиссуре в его новой работе претензий решительно никаких. Как и к игре актеров. Если уж какие-то претензии и есть, то исключительно к сценарию картины.

Кредо убийцы (Assassin's Creed)

Многие поклонники классической школы кино уверены, что современный кинематограф переживает кризис, связанный с засильем комиксов на большом экране. Если сегодня посмотреть всяческие топы самых ожидаемых картин 2017 года, то около 90% из них окажутся постановками очередных комиксов. Комиксы сейчас приносят наибольшую прибыль, а значит, и снимать их будут еще долго. Но так было не всегда. До 2005 года постановки комиксов были таким же рискованным предприятием, как и любые другие голливудские сюжеты, четкой ясности у студий не было, как не было и однозначного понимания, что должно получиться в итоге. Исключения до 2005 года лишь подтверждают общее правило. А в 2005 году Кристофер Нолан выпустил своего революционного Бэтмена, где показал, что спецэффекты и компьютерная графика могут и должны идти рука об руку со здравой идеей и глубоким смыслом. Спустя три года студия Marvel выпустила своего «Железного человека», адаптировав идеи Нолана под собственное видение вселенной комиксов. Получилось несколько проще, но куда съедобнее для конечного зрителя. И это было правильно, потому что Нолан один, а вселенная комиксов необъятна. Иными словами, появилась полноценная технология переноса комиксовых сюжетов на большой экран.

А вот для картин, снятых на основе компьютерных игр, 2005 комиксовый год еще не наступил даже с пришествием 2017 года. Все дело в том, что сюжеты компьютерных игр живут по совершенно другим законам, куда более отдаленным от кинематографических, чем сюжеты комиксов. И адаптация игр под кинематограф — куда более сложная задача, для которой еще нет общего решения, подобного тому, что нашел Нолан, а за ним и Marvel.

Кредо убийцы (Assassin's Creed)

Пожалуй, самой успешной из адаптированных кинофраншиз, пришедших из игрового мира, является «Обитель зла». Далеко не шедевр, конечно, но и не вереница сущих провалов, которую мы видели в «Супербратьях Марио», «Уличном бойце», недавних «Принце Персии», «Варкрафте» и шедеврах Уве Болла, таких как «Дом мертвецов», «Один в темноте», «Бладрейн», «Фар Край» и «Постал». Опять же, исключение с «Обителью зла» лишь подтверждает правило. Все дело в том, что популярной компьютерной игре не нужен четкий и логичный сценарий, не нужно Высшей Научной Морали, и уж тем более не нужно сложного морального выбора, способного изменить жизнь человека. Сценарий в типичной компьютерной игре — это предельно простое объяснение того, что делает геймер и зачем. В этом смысле кинематограф вообще не позволяет зрителю вмешиваться в происходящее на экране, поэтому и сюжеты здесь уместны более сложные, запутанные и моралистские. Верно и обратное, компьютерная игра со сложным и запредельно моральным сюжетом обречена на провал, как большинство фильмов, поставленных на компьютерных играх.

Говорят, что перевод иностранной литературы — сложнейшая задача, которая по плечу не столько лингвисту, сколько писателю. И если с прозой все несколько проще, при достаточно глубоком знании языка можно даже найти аналоги иноязычных идиом, то переводчик стихов — это уже не переводчик, а поэт. Полноценный конкурент того поэта, чьи стихи он переводит. В случае с адаптацией компьютерных игр под большой кинематограф ровно настолько же необходима не глубокая переработка сюжета, а создание принципиально нового материала на основе имеющихся отправных точек.

Кредо убийцы (Assassin's Creed)

К счастью, в создатели картины «Кредо убийцы» уже начали это понимать. История фильма не была позаимствована ни у одной их игр серии, она была создана с нуля, основываясь на тех самых отправных точках. Многое пришлось усовершенствовать. К примеру «Анимус» теперь представляет собой огромную электромеханическую конечность, которая швыряет главного героя влево и вправо, вверх и вниз, вперед и назад… Словом, герою фильма намного веселее, нежели его игровому прототипу, который давит храповицкого на кушетке.

А вот идеологическая часть сценария все-таки еще недостаточно сильна. Есть два древних тайных общества — тамплиеры и ассасины, которые противоборствуют на протяжении долгих веков и тысячелетий. Тамплиеры хотят изменить мир, в частности, избавить человека от тяги к насилию. А ассасины хотят им помешать. Это отправные точки, пришедшие к нам из игры, поэтому не будем критиковать ни ту, ни другую позицию, хотя они сами по себе уже очень веселят. Проблема фильма в том, что мотивация, лозунги и в целом логика противоборствующих сторон слишком уж прямолинейны. Отрицательные герои вызывают симпатию исключительно благодаря личному обаянию играющих их актеров. А по факту несут жуткую чушь вроде: «Мы лишим человека свободы воли», то есть с умными лицами становятся на сторону сценарного Зла.

Настал новый 2017 год, и сегодня подобные образы в кинематографе не вызывают ничего, кроме отторжения. В по-настоящему современном кино не осталось уже исключительно отрицательных или положительных персонажей. Каждый по-своему прав, и зрителю очень нравится, что, окажись он в подобной ситуации, то поступил бы так же, как и любой герой картины, будь он протагонистом (то есть добрым) или антагонистом (то есть злым). А абсолютное зло, равно как и абсолютное добро, теперь уже смотрятся нелепо. Они напоминают бездарного начальника, который не знает никаких мер воздействия на подчиненного, кроме запретительных. Шесть человек указаны на странице фильма «Кредо убийцы» в поле «Сценарист». И ни один из этой шестерки так и не заметил, что кинематограф стал другим. Впрочем, пора обратиться к актерскому составу фильма.

Кредо убийцы (Assassin's Creed)

Главную роль, роль современного ассасина Кэла Линча и его далекого предка Агилара, в картине «Кредо убийцы» сыграл неподражаемый Майкл Фассбендер, и ему же данная картина обязана своим появлением, именно он мотался по студиям и выбивал «добро» на запуск фильма в производство. И именно ему удалось переломить ситуацию, когда постановка была уже практически заморожена, хотя права на нее были куплены еще в 2011 году. Добившись главной роли в картине, которая была ему искренне интересна, он в полной мере оправдал ожидания как поклонников игры, так и поклонников своего таланта. Здесь мы видим полную и добротно отыгранную гамму чувств, в том числе страдания, истерики и фирменную зубатую улыбку.

Кредо убийцы (Assassin's Creed)

Главной спутницей и антагонистом Линча стала ученая по имени София, столь же блестяще сыгранная француженкой Марион Котийяр. Она является дочерью одного из лидеров Ордена тамплиеров, однако включается в работу не из религиозных побуждений, а ведомая исключительно научным интересом. Она остается в стороне от агрессивных проявлений обеих сторон и почти кажется мамой для них всех. Очень интересно было посмотреть на нее в несколько необычном для актрисы образе с укороченной стрижкой. И вдвойне интересно было наблюдать за тем, как в конце фильма ее персонаж кардинальным образом преобразился всего за несколько минут. Собственно говоря, критиковать Марион Котийяр, как и ее экранного спутника Майкла Фассбендера — занятие бесполезное и неблагодарное.

Кредо убийцы (Assassin's Creed)

Роль отца Софии исполнил Джереми Айронс, современный авторитетный тамплиер носит имя Риккен. Это классический злобный злодей, подгоняющий дочь — ученого, он не ищет компромиссов и на все сто уверен в собственной правоте. И, повторимся, если бы его играл менее известный и харизматичный актер, роль была бы попросту провальной. Так что мы, возможно, и необъективны, говоря, что провальной она-таки не стала.

И, наконец, хочется выразить сожаление, что для таких столпов кинематографа как Брендан Глисон и Шарлотта Рэмплинг в фильме «Кредо убийцы» не нашлось более серьезных ролей, нежели эпизодические.

Кредо убийцы (Assassin's Creed)

Сухой сюжет картины относительно прост. Орден тамплиеров разыскивает древний артефакт — Эдемское яблоко. В этом артефакте сокрыт генный код, который поможет лишить человечество свободы воли, благодаря чему на Земле установится мир и порядок. Однако следы артефакта теряются в конце XV века, и последними с ним были замечены главные враги тамплиеров — ассасины. Тамплиеры похищают прямого потомка одного из ассасинов и помещают его в Анимус — машину, которая высвобождает генетическую память человека и позволяет ему видеть прошлое глазами своего далекого предка.

Его вместе с другими потомками ассасинов держат в штаб-квартире крупной корпорации в Испании. Когда цель оказывается достигнутой, и местоположение артефакта установлено, потомки ассасинов устраивают бунт и бегут из плена, убивая своего главного мучителя и забирая у него находку.

Высшую Научную Мораль фильма «Кредо убийцы», надо полагать, придумали в интернате для умственно отсталых, сформулируем ее так: свобода воли человека — его главное достижение, необходимо защищать ее всеми доступными, дозволенными, недоступными и недозволенным средствами, она даже ценнее, чем сама жизнь. Очень свежая и неожиданная идея. Это сарказм.

Кредо убийцы (Assassin's Creed)

И, наконец, выставляем картине «Кредо убийцы» наши скромные оценки по десятибалльной шкале:

  • Режиссерская работа: 8,2 балла
  • Актерская работа: 8,2 балла
  • Сценарий: 6,5 балла
  • Компьютерная графика и 3D-эффекты: 9,4 балла
  • Постановка света: 3,8 балла.

Да, ко всем прочим достоинствам и недостаткам фильма добавился еще и отвратительно поставленный свет. Лица героев и детали зданий иногда уходят в тень, их практически невозможно разобрать, и с сюжетными ходами это никак не связано. В среднем арифметическом получаем вполне заслуженные и крепкие 7,2 балла. А это значит, что фильм вполне достоин похода в кинотеатр. Пищи для ума не обещаем, а вот пища для глаз оказалась очень даже вкусной.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку