Бахубали: рождение шизофрении

12.01.2018

Бахубали: Рождение легенды (Bahubali 2: The Conclusion)

Невероятное эпическое индийское фентези «Бахубали: Рождение легенды» вышло на экраны российских кинотеатров 11 января 2018 года, практически с девятимесячным опозданием. Учитывая относительно высокий бюджет картины, ожидания от нее были уже не относительно, а абсолютно высокими. И оправдались они в полной мере.

Российскому зрителю индийское кино чуть менее чем полностью чуждо. Это не хорошо и не плохо, все дело в разнице менталитетов. Болливудский подход к созданию кинематографа вообще в принципе отличается от любого другого мирового кино, здесь есть свой уникальный почерк, который в общих чертах сохраняется десятилетиями, меняются только технические средства. Так в Индии видят мир искусства, но что куда более важно — именно таких фильмов жаждет индийский зритель, поэтому едва ли в обозримом будущем болливудский кинематограф ожидает революция и хоть сколько-нибудь заметное движение в сторону американских или европейских фильмов. И это хорошо, потому что при любом к нему отношении индийское кино представляет собой жемчужину мирового искусства со своими законами и уникальным ароматом.

Бахубали: Рождение легенды (Bahubali 2: The Conclusion)

Азиатское кино вообще и индийское в частности более яркие и резкие, нежели привычные нам американское и европейское. Кинематограф США, Европы и России всегда тяготел к реализму порой даже излишнему. Настолько излишнему, что даже Альбер Камю в своей знаменитой нобелевской речи попытался очертить рамки, до которых может доходить реализм в искусстве, а также указать, какую черту пересекать не стоит. Возможно, дело в том, что жизнь в наших краях не так уж и плоха, чтобы отражать ее в искусстве максимально подробно. А вот, скажем, большинству китайцев и индусов живется далеко не так весело, и в этих странах искусство может настолько сильно отличаться от реальной жизни. Так человек точно знает и чувствует, что он может отвлечься от своих повседневных проблем и погрузиться в светлую сказку.

С появлением компьютерных технологий в кино отдельные сцены индийских фильмов затмили в своем отречении от реализма даже мощнейшие голливудские поделки. Герою фильма ничего не стоит вырвать из земли с корнем пятиметровое дерево и хорошенько приложить им негодяя. Справедливости ради и негодяи оказываются прочными, они отлетают метров на пять-десять-двадцать, отряхиваются и снова рвутся в бой, не получив особых увечий. Хотя так ли сильно отличается этот маразм от того, что последнее время творит Голливуд с этими ихними Marvel/DC? Отнюдь. Разница только в стране — производителе маразма, да в манере подачи материала.

Бахубали: Рождение легенды (Bahubali 2: The Conclusion)

Манера подачи материала в «Бахубали: Рождение легенды» традиционная. Индийская. Здесь очень много поют. Но на сей раз поют все-таки преимущественно за кадром, и при наличии субтитров на песни мы понимаем, что поют сугубо в контексте событий, происходящих на экране. При просмотре индийских фильмов с этим миришься довольно быстро.

История, рассказанная в картине «Бахубали: Рождение легенды», является продолжением первого фильма, вышедшего на два года раньше. Это не сиквел и не приквел, вторая часть описывает события, произошедшие и до, и после событий первой картины. Народ королевства Махишмати практически боготворит сурового и мощного парня по имени Бахубали. И с карьерой у парня все складывается, королева-мать собирается короновать его, невзирая на зависть брата погибшего мужа и его сына.

Бахубали: Рождение легенды (Bahubali 2: The Conclusion)

Сразу же хочется отметить мать главного героя, зовут ее Сивагами. Персонаж шикарный во всех смыслах этого слова. Если в России, Европе и США сексизм выжигается каленым железом, то в Индии все пока не столь лучезарно. Королева Сивагами почти все свое экранное время делает большие глаза. И когда она делает большие глаза, камера резко берет ее лицо крупным планом, классический киношный прием, от которого индийский кинематограф не избавится, наверное, никогда. А поводов делать большие глаза у нее предостаточно.

Сначала несправедливо отлученный от трона Бхаллаладева, то ли двоюродный, то ли сводный, то ли приемный брат Бахубали отчаянно плетет интриги вместе со своим папашей. Потом Бахубали привозит из соседнего королевства принцессу Девасену и объявляет ее своей невестой. Потом принцесса Девасена начинает дерзить всем подряд, потому что повсюду видит несправедливость. Потом Бхаллаладева и его папаша начинают плести интриги с утроенной силой и даже убеждают королеву-мать Сивагами подписать Бахубали смертный приговор. Потом Бахубали (черт с ними, со спойлерами) убивают, и мать раскаивается в своем поступке. Потом (опять черт с ними, со спойлерами) убивают и саму королеву-мать. Как видим, потерянные во времени и пространстве округленные большие глаза королевы-матери Сивагами преследуют нас почти во всех сценах, где она участвует. Женщин во главе государства авторы картины видеть не очень любят.

Бахубали: Рождение легенды (Bahubali 2: The Conclusion)

Не менее интересен и персонаж Бхаллаладевы, кузена Бахубали. В начале фильма мы видим довольно приличного молодого человека, у которого есть какие-то понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но ровно до того самого момента, когда он даже вне своих собственных планов становится королем Махишмати. После этого он преображается до неузнаваемости. Становится в разы более подлым и беспощадным, превращается в самое натуральное воплощение зла, бескомпромиссное и уничтожающее все на своем пути. Даже воинов своей собственной армии. Видимо, чтобы боялись враги. Разумеется, в физической силе он практически не уступает своему брату Бахубали, поднимает предметы весом в тонну и прошибает руками и ногами каменные конструкции. Классика словом.

Бахубали: Рождение легенды (Bahubali 2: The Conclusion)

Невеста Бахубали по имени Девасена, конечно же, тоже весьма примечательная личность. Еще будучи принцессой небольшого королевства она вела себя отнюдь не как девушка, а как настоящий воин. Постигала искусство владения различными видами оружия. И в конце концов научилась стрелять из лука сразу несколькими стрелами. Разумеется, три стрелы, выпущенные одновременно, поражают сразу трех злодеев. Плюс у Девасены наблюдается нулевая толерантность к несправедливости. Ради борьбы за правое дело она не остановилась даже перед тем, чтобы преступить закон и разрушить отношения мужа с матерью и вообще правительством его родного королевства. Вместе с простым народом — зато совесть чиста. Наверное, так надо и в жизни, хотя едва ли у кого-то хватило бы на это духу.

Бахубали: Рождение легенды (Bahubali 2: The Conclusion)

И, наконец, хочется отметить еще одного персонажа — дядюшку Каттаппу. Классический образ благородного отца, только с поправкой на индийскую специфику. С одной стороны, он души не чает в королеве-матери и в Бахубали с его молодой женой. С другой стороны, этот благородный отец мало того, что обязуется выполнить приказ по физическому устранению Бахубали, так еще и со слезами на глазах его послушно исполняет. Хотя в контексте сцены в этом не было ровным счетом никакой необходимости. А Бахубали, конечно, как человек с паталогически чистой душой даже на смертном одре никого не обвиняет. Тем более, что спустя двадцать пять лет его дело доделывает его сын. Тоже Бахубали. Да и актер остается тот же.

Бахубали: Рождение легенды (Bahubali 2: The Conclusion)

Словом, для российского зрителя фильм «Бахубали: Рождение легенды» представляет собой столь же экзотическое и малопонятное творение, сколь и любая другая индийская картина. Но это не значит, что лента вышла неудачной. И, конечно, очень забавно было отмечать в этом фильме некоторые аллюзии на относительно новое голливудское кино. В отдельных сценах мы видели отсылки и к «300 спартанцам», и к «Властелину колец», и к «Матрице», и даже к «Титанику». Причем список явно не полный. А вот оценок мы этому фильму выставлять не будем, потому что не считаем себя достаточно компетентными для такого ответственного дела. Тем не менее, фильм «Бахубали: Рождение легенды» все-таки порекомендуем к просмотру. Хотя бы для разнообразия. Нам картина однозначно понравилась.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку