Психопант. Рецензия на фильм «Дуэлянт»

30.09.2016

Дуэлянт

Отечественная картина «Дуэлянт» вышла на российские экраны 29 сентября 2016 года. Фильм получился в определенном смысле ярким. И если верить отдельным кинокритикам, авторы ленты совершили прорыв в мировом кинематографе, сняв то, чего до них вообще не было. Спорить с этим трудно.

К сожалению, трудно спорить и с другим. Нечто новое отнюдь не обязательно оказывается хорошим. Но сначала о новизне. «Дуэлянт» — по всей видимости, первый в истории мирового кинематографа фильм-психопат. Средний обыватель обычно считает, что психопат — это такой необузданный истерик, который может убить в запале и при этом не поморщиться. А вот какое определение дает нам Википедия. «Психопатия — психопатологический синдром, проявляющийся в виде констелляции таких черт, как бессердечие по отношению к окружающим, сниженную способность к сопереживанию, неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживость, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций». То есть психопат — скорее спокойный человек с узким диапазоном эмоций, благодаря чему он становится опасен для общества. Вот и в фильме «Дуэлянт» с эмоциями все оказалось очень сложно.

Обратимся к автору. Режиссером картины выступил Алексей Мизгирёв. И да, даже в титрах он поставил редкоупотребимую в письменной речи букву «Ё». Красивая буква. До «Дуэлянта» Алексей работал в низкобюджетном сегменте, снимая недорогие, но качественные драмы. Критики восприняли такое лицо в сегменте высокобюджетных блокбастеров как ниспосланное выше, ведь и в ихних голливудах многие корифеи блокбастерного искусства сначала занимались низкобюджетным независимым кино. Например, сам Кристофер Нолан. Правда, эти критики не уточнили у Капитана Очевидности одного простого нюанса. А он бы им пояснил: «Чтобы быть Кристофером Ноланом, нужно быть Кристофером Ноланом». А не Алексеем Мизгирёвым.

Дуэлянт

К сожалению, Алексей не смог предвидеть, что ампутация эмоциональности у фильма сильно испортит конечный результат. Можно проработать изобразительную часть, снять картинку «почти как у Зака Снайдера», можно построить классные интерьеры и пригласить классных актеров. Однако сплошное злодейство практически у всех персонажей с отсутствием сопереживания даже у автора порождают фильмы-психопаты. Такого, пожалуй, действительно не было. Психопатия картины усугубляется излишне математически прямым сюжетом: «Вот здесь у фильма начало, здесь середина, здесь ковыряем человечка заживо, вот здесь трахаем главную героиню и показываем обнаженку, а вот здесь у нас финал». Финал столь же прост и прямолинеен, сколь и сам сюжет. Из вежливости не будем вдаваться в подробности финала, но только потому, что в рецензиях не принято спойлерить, а не потому, что боимся испортить интригу. Такую интригу испортить очень трудно.

Впрочем, не все в «Дуэлянте» так уж плохо. Очень красивая картинка с модными светофильтрами, поэтому в IMAX сходить вполне можно, и даже можно было бы сделать это все в формате 3D. Очень красивые декорации, аутентичная середина XIX века, красивые, хотя и очень мрачные, да залитые грязью улицы Петербурга. Прекрасные аксессуары в стилистике тех времен, классные дуэльные пистолеты, револьверы и прочая огнестрельная экзотика, прикольный велосипед, отменные кареты с кожаными сиденьями, замечательные костюмы, идеально сидящие на актерах. Даже брутальные сцены поставлены добротно, такое в отечественном кино встречается кране редко. И, конечно, в лучшем смысле этого слова профессиональная игра актеров. Испортили общее впечатление только две вещи: рубленный топором параллельный и перпендикулярный сюжет с неаккуратными занозами, а также истинно психопатическая, то есть суровая, но непреднамеренно эмоционально отстраненная режиссура. И этих двух деталей хватило, чтобы утопить всю картину по уши в болоте. «Болото» — это в данном случае эвфемизм. А вот актерский состав отыграл просто отлично.

Дуэлянт

Главную роль в фильме «Дуэлянт» исполнил Петр Федоров. Удивительно, но как только в отечественном кинематографе затевается какой-нибудь «этакий» проект, то главную роль в нем всегда играет Петр Федоров. Мы ни в коей мере не пытаемся умалить его заслуг или его таланта, Петр — один из лучших актеров современной России, но все-таки не единственный. С ролью Яковлева в «Дуэлянте» господин Федоров справился на пять с плюсом. Он строил каменное лицо, когда нужно быть суровым (90% времени), страдал, когда нужно было страдать, и зверел, когда нужно было звереть. Все это он делал более чем правдоподобно, порою заставляя зрителя забывать, что это всего лишь кино. В этом и есть актерская миссия.

Антагониста главного героя, графа Беклемишева сыграл Владимир «Картина Маслом» Машков. И вот тут-то и следует задуматься, а не оказался ли он 200-процентным попаданием в роль? Двухсот процентов в реальности слишком много. Поясним. Граф Беклемишев — слишком злодейский злодей. Он ломает людям судьбы только по своей прихоти, жонглирует окружающими, всеми правдами и неправдами заставляет их плясать под свою дудку и всегда добивается своего. Кроме финала, разумеется. Он даже поясняет, как дошел до такой жизни, картина маслом вышла чисто по Фрейду, хотя этой теории в середине XIX века еще не было. Словом, герой Машкова в «Дуэлянте» оказался чистой воды психопатом, и даже психопатом хрестоматийным, образцово-показательным. Поэтому если режиссер Алексей Мизгирёв и перестал контролировать ситуацию в какой-то момент, то лишь потому, что граф Беклемишев слишком сильно вжился в свою роль и перетянул одеяло всей этой истории на себя, в итоге психопатом стал не только антагонист, но и картина в целом.

Дуэлянт

Отменно отыграл в «Дуэлянте» и Юрий Кузнецов, исполнивший роль слуги главного героя. Собственно, его роль оказалась прямым попаданием в классическое амплуа актера — теплый и добрый старик, воплощение душевного уюта и всего того хорошего, что еще осталось в человеке. Такие роли господину Кузнецову всегда удавались на пять с плюсом, очень трудно представить его себе как отрицательного персонажа, даже гипотетически.

Александр Яценко тоже не отклонился от своего традиционного репертуара, здесь он сыграл молодого офицера, для которого честь прежде всего. Если и была в этом какая-то режиссерская, сценарная или даже кастинговая задумка, то роль Яценко, к слову, нашего земляка, воплощает в себе Честь как таковую. Он принципиален, справедлив и ради своих принципов и справедливости готов на все. И даже на ложь, которая, как известно, не приветствуется в классической дворянской среде, даже если это ложь во спасение.

Дуэлянт

Очень удивило появление в «Дуэлянте» Сергея Гармаша. При всей кажущейся простоте этот актер способен брать очень широкий диапазон, изображать совершенно разных людей и своей незримой харизмой очаровывать даже тех зрителей, которым он по тем или иным причинам не нравится. Да и, говорят, один съемочный день у Гармаша — удовольствие не из дешевых. Вот именно поэтому его появление в роли третьего или четвертого плана, в роли невнятного наемника оказалось неприятной неожиданностью. Это как палить из пушки по воробьям.

Шикарным попаданием в роль отметился Павел Табаков, сын того самого Олега Павловича Табакова. Герой Павла — молодой и романтичный князь, несущий на себе непосильный крест ответственности за своенравную сестру. Он миролюбив, но принципиален, и на этих двух качествах виртуозно сыграли его недруги, в результате чего князь поплатился жизнью, да и труп его был очень сильно изувечен.

Дуэлянт

Теперь обратимся к сюжету фильма «Дуэлянт» какой он есть. В результате серьезной размолвки молодой офицер был подставлен жестоким графом Беклемишевым, что стоило офицеру свободы и дворянского титула. Оказавшись сосланным на Алеутские острова, теперь уже бывший офицер похитил документы у покойного капитана армии, выдал себя за него и вернулся в Санкт-Петербург, чтобы отомстить. Для восстановления дворянского звания он решил накопить сто тысяч рублей, участвуя в дуэлях в качестве подставного. Но вскоре выяснил, что во всех этих дуэлях заказчиком было одно и то же лицо — его заклятый граф. Офицер прекратил участвовать в дуэлях и начал мстить. И отомстил.

Высшая Научная Мораль фильма так же прямолинейна, как и сюжет: долги чести прощать нельзя, необходимо идти к возмездию, не останавливаясь ни перед чем. Комментировать такую мысль, как нам кажется, излишне.

Дуэлянт

И, наконец, выставим нашему шедевральному «Дуэлянту» оценки по десятибалльной шкале:

  • Сюжет: 4 балла
  • Режиссура 4,5 балла
  • Актерская игра: 10 баллов
  • Работа оператора: 9,5 балла
  • Работа художника: 9,5 балла

Шельмовать с законами математики не станем и выведем честное среднее арифметическое 7,5 балла. На наш взгляд, оценка несколько завышенная, но оставим ее как она есть лишь со слепой верой в будущее российского кинематографа. И да, если у вас крепкие нервы, непременно сходите на «Дуэлянта». Исключительно ради культурного развития.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку