Soviets win in 3 seconds
Поставленное по реальным событиям спортивное сказание «Движение вверх» вышло на экраны 28 декабря, в последний четверг 2017 года. Это тот редкий случай, когда массовые ожидания от картины были относительно невысокими, а в результате мы получили одного из лучших представителей своего жанра.
Режиссером «Движения вверх» выступил Антон Мегердичев, этому постановщику долго и упорно не везло на материал, первой мощной его работой стал фильм-катастрофа «Метро» образца 2012 года. В том же 2012 году на экраны вышла гениальная спортивная драма «Легенда №17», с которой сравнивали новую работу Антона.
Мощнейший фильм про хоккеистов был тепло принят критиками и зрителем, в настоящий момент «Легенда №17» занимает 152 место из 250 в рейтинге «Кинопоиска». В аккурат между «Андреем Рублевым» (150), «Отцом солдата» (151), «Король говорит!» (153) и скорсезевскими «Славными парнями» (154). В какой-то момент казалось, что «Движение вверх» задумали как эксплуатацию темы, принесшей плоды хоккейной драме Николая Лебедева. Ответственно заявляем, баскетбольный эпос если не превзошел, то уж нисколько не уступил «Легенде №17».
Когда знаешь, с чем сравнивать, обращаешь внимание, «Легенда №17», возможно, была излишне торжественной, а ее персонажи выше среднего героическими. Нам показали практически иконы. И в этом нет ничего плохого, Тарасов и Харламов действительно — настоящие легенды, фильм вполне заслуживает своего пафосного названия, это уместный пафос.
«Движение вверх» поставлено совершенно по-другому. Персонажи Антона Мегердичева целиком и полностью живые, в конце картины понимаешь, что узнал этих людей очень хорошо, прожив вместе с ним эту историю. События баскетбольной драмы происходят в начале семидесятых годов, и современная, свободная манера съемки погружает зрителя в атмосферу куда незаметнее, чем монументальность «Легенды №17». Здесь нет шекспировских интонаций и картинных поз классического советского кинематографа.
«Движение вверх» снято действительно не по канонам советской школы, так, советская школа всегда скептически относилась к спецэффектам, считалось, что одной актерской игры уже достаточно. Отнюдь, если ты хочешь рассказать нестандартную и берущую за душу историю, ты должен использовать все доступные средства. Тем более, что в современном кино доступных средств очень много.
Картина рассказывает об игре в баскетбол. Эта игра интересна своей насыщенностью, все в ней происходит очень быстро. А значит, и снимать постановочные баскетбольные матчи нужно особым образом, это важная техническая задача. Поэтому Мегердичев задействует весь современный потенциал, очень много замедленной камеры, и всегда она смотрится уместно.
Хотя и настоящих игровых сцен в «Движении вверх» очень много, здесь мощная драматическая история, каждый персонаж по-своему несет свой крест и справляется со своими проблемами. При этом картина так же динамична, как и сам баскетбол, герои почти не затягивают время сопливыми терзаниями и часто относятся к происходящему с юмором. Поэтому и чистой драмой «Движение вверх» тоже не назовешь. Пространства для хорошей актерской игры здесь предостаточно, чуткое видение режиссера помогло каждому на съемочной площадке выложиться по максимуму. Артисты спели в унисон, а итогом стала цельная и убедительная история, в которую по-настоящему веришь.
В фильме заявлены российские звезды первой величины, они там есть и работают на полную. Но фильм не только о людях, занимающих высокие посты, «Движение вверх» — история о баскетбольной команде, а среди экранных спортсменов громких имен нет. Действительно, не так просто найти десяток здоровых двухметровых мужиков, которые еще и умеют играть. Нашли. Играть умеют.
Главную роль, роль главного тренера баскетбольной сборной СССР Владимира Гаранжина, исполнил Владимир Машков. Удивительный человек с удивительной судьбой. Действительно, нельзя не удивляться человеку, который поверил, что СССР может обыграть в баскетбол США на Олимпийских играх. Американская сборная не проигрывала Олимпиаду с 1936 до 1972 года. Гаранжин верит в то, что кажется невозможным, но еще и знает, как этого добиться. Став главным тренером сборной, он готовит из нее лучшую команду в мире.
Во всем сопровождает своего друга Сергей Башкин, помощник главного тренера. Эта роль досталась Андрею Смолякову. Роль очень нервная. Отвечать за организационные вопросы в игре с такими высокими ставками — удел тех, кто умеет держать себя в руках. Герой Смолякова постоянно ходит на грани, жалуется, что седеет от такой работы, благо свою седину он традиционно сбривает под корень.
Сергей Гармаш монументально сыграл монументального председателя Госкомспорта Сергея Павлова. Властный и жесткий мужик, который, впрочем, умеет слушать своих подчиненных и вовремя реагирует, когда действительно нужно реагировать. В миру это называется профессионализмом. Всегда приятно, когда видишь во власти профессионала. Впрочем, деревянной монументальностью роль Гармаша не ограничилась, во время Решающего Матча его Павлов сидит в кабинете со своими друзьями — чиновниками того же ранга, искренне болеет и то и дело опрокидывает маленькую с подноса, который приносит в кабинет секретарша.
Надо полагать, к одному из своих любимых амплуа вернулся Марат Башаров. Ролей, подобных его партии в фильме «Движение вверх», у Марата было очень немало. В баскетбольной драме он играет неприятного, подленького чиновника из Госкомспорта, который говорит лозунгами, трясется за свою карьеру, интригует и в целом воплощает хрестоматийного бюрократа. Персонаж резкий и отталкивающий, но скорее комичный и атмосферный. Такие люди всегда были, есть и будут.
И, наконец, Виктория Толстоганова воплотила на экране Евгению, жену главного героя. В семье Гаранжиных беда — сын Евгении и Владимира передвигается на инвалидной коляске, героине приходится жить с такой бедой, копить на операцию в Австрии, да еще и сопереживать гениальному мужу.
В сухом остатке «Движение вверх» рассказывает вот такую историю. Владимира Гаранжина назначают главным тренером сборной СССР по баскетболу. Он меняет подход к этому спорту, и с его помощью команда побеждает на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене страшного соперника — команду США, которая удерживала чемпионский титул с 1936 года. Фильм основан на реальных событиях.
Высшая Научная Мораль фильма «Движение вверх», возможно, формулируется так: иногда человек недооценивает свои силы и избегает того, в чем мог бы добиться успеха и победить.
Засим выставляем оценки «Движению вверх» по десятибалльной шкале:
- Режиссерская работа: 9,7 балла
- Актерская работа: 9,6 балла
- Операторская работа и спецэффекты: 10,0 балла
- Сценарий: 9,8 балла.
Поводов для придирки действительно очень мало, поэтому и в среднем получаем 9,8 балла. Это очень достойное кино, которое запомнится надолго!
Автор: Олег Федоров