Soviets win in 3 seconds

29.12.2017

Движение вверх

Поставленное по реальным событиям спортивное сказание «Движение вверх» вышло на экраны 28 декабря, в последний четверг 2017 года. Это тот редкий случай, когда массовые ожидания от картины были относительно невысокими, а в результате мы получили одного из лучших представителей своего жанра.

Режиссером «Движения вверх» выступил Антон Мегердичев, этому постановщику долго и упорно не везло на материал, первой мощной его работой стал фильм-катастрофа «Метро» образца 2012 года. В том же 2012 году на экраны вышла гениальная спортивная драма «Легенда №17», с которой сравнивали новую работу Антона.

Движение вверх

Мощнейший фильм про хоккеистов был тепло принят критиками и зрителем, в настоящий момент «Легенда №17» занимает 152 место из 250 в рейтинге «Кинопоиска». В аккурат между «Андреем Рублевым» (150), «Отцом солдата» (151), «Король говорит!» (153) и скорсезевскими «Славными парнями» (154). В какой-то момент казалось, что «Движение вверх» задумали как эксплуатацию темы, принесшей плоды хоккейной драме Николая Лебедева. Ответственно заявляем, баскетбольный эпос если не превзошел, то уж нисколько не уступил «Легенде №17».

Движение вверх

Когда знаешь, с чем сравнивать, обращаешь внимание, «Легенда №17», возможно, была излишне торжественной, а ее персонажи выше среднего героическими. Нам показали практически иконы. И в этом нет ничего плохого, Тарасов и Харламов действительно — настоящие легенды, фильм вполне заслуживает своего пафосного названия, это уместный пафос.

«Движение вверх» поставлено совершенно по-другому. Персонажи Антона Мегердичева целиком и полностью живые, в конце картины понимаешь, что узнал этих людей очень хорошо, прожив вместе с ним эту историю. События баскетбольной драмы происходят в начале семидесятых годов, и современная, свободная манера съемки погружает зрителя в атмосферу куда незаметнее, чем монументальность «Легенды №17». Здесь нет шекспировских интонаций и картинных поз классического советского кинематографа.

Движение вверх

«Движение вверх» снято действительно не по канонам советской школы, так, советская школа всегда скептически относилась к спецэффектам, считалось, что одной актерской игры уже достаточно. Отнюдь, если ты хочешь рассказать нестандартную и берущую за душу историю, ты должен использовать все доступные средства. Тем более, что в современном кино доступных средств очень много.

Картина рассказывает об игре в баскетбол. Эта игра интересна своей насыщенностью, все в ней происходит очень быстро. А значит, и снимать постановочные баскетбольные матчи нужно особым образом, это важная техническая задача. Поэтому Мегердичев задействует весь современный потенциал, очень много замедленной камеры, и всегда она смотрится уместно.

Движение вверх

Хотя и настоящих игровых сцен в «Движении вверх» очень много, здесь мощная драматическая история, каждый персонаж по-своему несет свой крест и справляется со своими проблемами. При этом картина так же динамична, как и сам баскетбол, герои почти не затягивают время сопливыми терзаниями и часто относятся к происходящему с юмором. Поэтому и чистой драмой «Движение вверх» тоже не назовешь. Пространства для хорошей актерской игры здесь предостаточно, чуткое видение режиссера помогло каждому на съемочной площадке выложиться по максимуму. Артисты спели в унисон, а итогом стала цельная и убедительная история, в которую по-настоящему веришь.

Движение вверх

В фильме заявлены российские звезды первой величины, они там есть и работают на полную. Но фильм не только о людях, занимающих высокие посты, «Движение вверх» — история о баскетбольной команде, а среди экранных спортсменов громких имен нет. Действительно, не так просто найти десяток здоровых двухметровых мужиков, которые еще и умеют играть. Нашли. Играть умеют.

Движение вверх

Главную роль, роль главного тренера баскетбольной сборной СССР Владимира Гаранжина, исполнил Владимир Машков. Удивительный человек с удивительной судьбой. Действительно, нельзя не удивляться человеку, который поверил, что СССР может обыграть в баскетбол США на Олимпийских играх. Американская сборная не проигрывала Олимпиаду с 1936 до 1972 года. Гаранжин верит в то, что кажется невозможным, но еще и знает, как этого добиться. Став главным тренером сборной, он готовит из нее лучшую команду в мире.

Движение вверх

Во всем сопровождает своего друга Сергей Башкин, помощник главного тренера. Эта роль досталась Андрею Смолякову. Роль очень нервная. Отвечать за организационные вопросы в игре с такими высокими ставками — удел тех, кто умеет держать себя в руках. Герой Смолякова постоянно ходит на грани, жалуется, что седеет от такой работы, благо свою седину он традиционно сбривает под корень.

Движение вверх

Сергей Гармаш монументально сыграл монументального председателя Госкомспорта Сергея Павлова. Властный и жесткий мужик, который, впрочем, умеет слушать своих подчиненных и вовремя реагирует, когда действительно нужно реагировать. В миру это называется профессионализмом. Всегда приятно, когда видишь во власти профессионала. Впрочем, деревянной монументальностью роль Гармаша не ограничилась, во время Решающего Матча его Павлов сидит в кабинете со своими друзьями — чиновниками того же ранга, искренне болеет и то и дело опрокидывает маленькую с подноса, который приносит в кабинет секретарша.

Надо полагать, к одному из своих любимых амплуа вернулся Марат Башаров. Ролей, подобных его партии в фильме «Движение вверх», у Марата было очень немало. В баскетбольной драме он играет неприятного, подленького чиновника из Госкомспорта, который говорит лозунгами, трясется за свою карьеру, интригует и в целом воплощает хрестоматийного бюрократа. Персонаж резкий и отталкивающий, но скорее комичный и атмосферный. Такие люди всегда были, есть и будут.

Движение вверх

И, наконец, Виктория Толстоганова воплотила на экране Евгению, жену главного героя. В семье Гаранжиных беда — сын Евгении и Владимира передвигается на инвалидной коляске, героине приходится жить с такой бедой, копить на операцию в Австрии, да еще и сопереживать гениальному мужу.

В сухом остатке «Движение вверх» рассказывает вот такую историю. Владимира Гаранжина назначают главным тренером сборной СССР по баскетболу. Он меняет подход к этому спорту, и с его помощью команда побеждает на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене страшного соперника — команду США, которая удерживала чемпионский титул с 1936 года. Фильм основан на реальных событиях.

Высшая Научная Мораль фильма «Движение вверх», возможно, формулируется так: иногда человек недооценивает свои силы и избегает того, в чем мог бы добиться успеха и победить.

Движение вверх

Засим выставляем оценки «Движению вверх» по десятибалльной шкале:

  • Режиссерская работа: 9,7 балла
  • Актерская работа: 9,6 балла
  • Операторская работа и спецэффекты: 10,0 балла
  • Сценарий: 9,8 балла.

Поводов для придирки действительно очень мало, поэтому и в среднем получаем 9,8 балла. Это очень достойное кино, которое запомнится надолго!

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку