На пятьдесят оттенков правдоподобнее

10.02.2017

На пятьдесят оттенков темнее (Fifty Shades Darker)

Фильм под названием «На пятьдесят оттенков темнее», вторая часть культовой БДСМ-мелодрамы, вышел на российские экраны 9 февраля 2017 года. Продолжение выгодно отличается от первой серии, однако звезд с неба, к сожалению, до сих пор не хватает. Может, оно и к лучшему.

Первую часть сняла для нас Сэм Тейлор-Джонсон, она настоящий художник в мире кинематографа, а вторую уже поручили Джеймсу Фоули. Как творец режиссер сиквела чуть более чем никакой, а вот как ремесленник он справился со своей задачей отлично. Не стал ссориться со своенравной авторшей одноименных книг, не стал ей указывать, что, как и почему должны делать на экране персонажи. Он просто перенес основанный на (с позволения сказать) книгах сценарий на экран, сделал это бережно и со всем уважением к материалу. Отсюда простой и очевидный вывод, все недостатки картины восходят именно к книге.

Если сильно не углубляться, то феномен «Пятидесяти оттенков» объясняется довольно просто. Изначально это был фанфик с героями бессмертных «Сумерек», в котором вампира превратили в любителя БДСМ, а главную героиню оставили, по сути, прежней. Сменили только тематику. Решение было смелым, а писанина оказалась более-менее связной. Идея выстрелила, и автор текстов отвязала главных героев от любовно-вампирской саги во избежание проблем с авторскими правами. Первая книга принесла авторше хорошие барыши, поэтому за ней последовали два продолжения. Если во всем этом и есть творчество, то только самый минимум, в реальности главную скрипку здесь играют только деньги и успех. Не самые плохие цели, если честно, и стыдиться тут нечего. Если пипл хавает, то непременно надо его кормить, и он столь же непременно отблагодарит. Впрочем, для вдумчивого читателя и зрителя все эти объяснения отнюдь не новы. Поэтому «ближе к телу», как говорил Мопассан.

Вторая серия картины имеет существенные отличия от первой, и дело здесь совсем не в режиссуре. Задачей первого фильма было шокировать и вовлечь зрителя в сладкий омут запретного плода, то есть нестандартной плотской любви. В первой части главный герой был несколько деревянным и замороженным, и это легко объяснялось его сексуальными предпочтениями, дедушка Фрейд мог бы гордиться такой историей. Главная героиня же была простой невинной девушкой, которая легко доверилась привлекательному, хотя и странноватому молодому человеку. Сюжет переломился в тот момент, когда главный герой понял, что безнадежно влюбился, а его девушка уяснила, что может им вертеть во все стороны. И речь уже не о постельных утехах. Это тот случай, когда он любит, а она просто позволяет себя любить.

На пятьдесят оттенков темнее (Fifty Shades Darker)

Однако первая книга закончилась, а с ней поплыли и финальные титры первого фильма. Оставались еще продолжения, и с ними надо было что-то делать. В первой серии над психологией героев думать особенно не приходилось, все психологические портреты были любовно созданы Стефани Майер, написавшей «Сумерки». Да и на психологию никто особо и не смотрел. Куда интереснее были завязанные глаза, плети, наручники и анальные пробки. Однако через все три части истории на них одних не проедешь, необходимо было добавить драматизму, и для этого требовалось разложить психологию персонажей на элементарные частицы. Или хотя бы их прочувствовать. С чувствами у авторши явно как-то не задалось, а о способностях к анализу и мечтать не приходится. Ибо для того, чтобы мечтать о способностях к анализу, надо как минимум знать, что такое анализ.

В этой связи всю вторую часть Кристиан Грей, да-да, так зовут главного героя, пытается бороться со своими демонами. Автор неумело его оправдывает, показывая детскую психологическую травму. А Анастейша Стил, это главная героиня, умело вьет из него веревки. Со стороны это выглядит благородно, ведь она пытается спасти любимого, наставить его на путь истинный. А по факту она кладет его личность на прокрустово ложе и с доброй улыбкой отсекает ему голову. То есть превращает Личность в простецкого парня с раёна.

Это доказывает одну простую вещь: она дура. Ведь если она бы его любила, то даже будучи дурой не пыталась бы переделать. Потому что перед ней бы в итоге оказался совершенно новый и чужой человек. А если бы была умной, то даже не любя его также отказалась бы от своих планов. Потому что совершенно новому и чужому человеку она и сама бы оказалась чужой. Поэтому она его не только не любит, она еще и является дурой. Сколько бы там ее ни назначали исполняющей обязанности редактора в книжном издательстве. Знает ли об этом автор книг — вопрос остается открытым.

К счастью, все эти недопсихологические фокусы никоим образом не отразились на технической стороне картины. Актерская игра в рамках предоставленного материала оказалась на высоте.

На пятьдесят оттенков темнее (Fifty Shades Darker)

Роль Анастейши Стил в фильме «На пятьдесят оттенков темнее» досталась Дакоте Джонсон. Собственно говоря, при таком типаже она могла бы вообще не играть, а просто иногда улыбаться или плакать и по возможности делать умное лицо. Но нет, девушка настроена серьезно в этой профессии, поэтому выглядит она намного более правдоподобно, нежели ее представляла автор книги. Это далеко не Бэлла Свон из «Сумерек», это уже почти личность с адекватными устремлениями и четким пониманием того, чего она хочет от этой жизни. Попасть в сети к такой особе, что называется, и врагу не пожелаешь.

Ирландец Джейми Дорнан снова исполнил роль Кристиана Грея, того самого миллиардера и любителя БДСМ. Как мы уже отметили выше, во второй серии он больше не такой деревянный, и больше похож на живого человека, нежели на портрет самого себя. Трудно сказать, с чем связаны эти метаморфозы, возможно, с несколько иным стилем постановки, а может быть, и с естественной эволюцией персонажа. Так или иначе, от этого персонажа теперь исходят какие-то отдельные искорки обычного человеческого тепла, да и сам он теперь половину времени исполняет интимные приказы своей возлюбленной вместо того, чтобы самому приказывать ей. И даже начинаешь верить, что свои нестандартные предпочтения он теперь считает недостатком, а не органической частью собственной сложной натуры.

На пятьдесят оттенков темнее (Fifty Shades Darker)

И, наконец, хочется отметить сыгравшую в этой картине Ким Бейсингер, точнее то, что от нее осталось. Ей выпала роль Елены Линкольн, той самой женщины, которая когда-то открыла Кристиану его собственное истинное лицо и научила не стыдиться нетривиальных устремлений. Пожалуй, это самая сложная роль в фильме, потому что сыграна она превосходно, а написана просто отвратительно. Персонаж кажется целостным только до того момента, пока не открывает рта. Говорит за Елену, да и Ким кто-то другой. Возможно, это последствия диссонанса. В этом океане розовых соплей Елена единственная, кто говорит главным героям банальную правду. И эта правда очень сильно не сочетается с теплым и милым лицемерием Анастейши. Да, переделать Кристиана нельзя. Но зато его можно переломить. И да, Анастейша жаждет не Кристиана, а его миллиардов. Но даже и самой себе боится в этом признаться.

В сухом остатке получаем вот такую историю. После расставания в конце первой части Кристиан находит Анастейшу и предлагает ей начать все с начала. Она соглашается, но уже на своих условиях. Привыкшему доминировать Кристиану остается только делать умное лицо, но только тогда, когда оно видно из-под придавившего его каблука (каблук — это метафора). В действительности он всеми силами пытается доставить удовольствие своей ненаглядной, и она иногда просто позволяет ему делать это. А в перерывах она заставляет его оправдываться по поводу прежних похождений. А в конце они решают пожениться.

На пятьдесят оттенков темнее (Fifty Shades Darker)

Высшая Научная Мораль в контексте всей этой истории показывает, насколько катастрофически не понимает и насколько сильно ненавидит своих героев автор книги. Сформулируем эту мысль так: если играешь с любовью в грязные игры, то будь готов, что и она будет с тобой играть, но уже по своим правилам.

И, наконец, наши оценки по десятибалльной шкале:

  • Режиссерская работа: 8,5 балла
  • Актерская работа: 8,7 балла
  • Сценарий: 1,8 балла

В среднем арифметическом получаем 6,3 балла, вполне заслуженная оценка для такой картины. Нам трудно определить целевую аудиторию этого произведения, но если вам хоть немного понравилась первая серия, вполне можете посмотреть и вторую. Она несколько иная, но ничуть не хуже.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку