Призрак без доспехов

31.03.2017

Призрак в доспехах (Ghost in the Shell)

Редкий на сегодняшний день киберпанковский боевик «Призрак в доспехах» дебютировал на российских экранах 30 марта 2017 года. Кино вышло не таким простым, как могло бы показаться на первый взгляд, но поклонникам киберпанковского жанра и оригинальных японских комиксов должно понравиться.

Выбор английского режиссера Руперта Сандерса в качестве постановщика фильма «Призрак в доспехах», надо полагать, оказался правильным. Все потому, что оригинальные комиксы (правильное японское название — манга) и последовавший за ними мультсериал сделаны уж очень по-японски. И если было принято решение снимать полнометражный фильм в Голливуде, то и смотреться он должен настолько просто, насколько того требует публика во всем мире. Да, теряется концептуальность. Но история выходит на мировой рынок, и такой процесс неизбежен. Режиссер Руперт Сандерс практически неизвестен широкой публике, в его активе до настоящего момента была лишь одна полнометражная работа — мрачная сказка «Белоснежка и охотник», снятая до неприличия реалистично.

Призрак в доспехах (Ghost in the Shell)

С «Призраком в доспехах» режиссер обошелся более бережно. Изначальный японский дух истории был во многом сохранен, а декорации, то есть компьютерная графика, выполнены очень щедро, футуризм прямо-таки прет из каждой мелочи.

Вообще жанр киберпанка при всех своих достоинствах едва ли можно назвать по-настоящему популярным. Жанр ради жанра предпочитают только истинные поклонники, а широкому кругу публики ближе в первую очередь по-настоящему интересные истории, в которых жанровая принадлежность оказывается вторичной. В итоге действительно популярными голливудскими фильмами стали разве что «Бегущий по лезвию» и «Матрица», представляющие ценность сами по себе. Нелюбовь публики к киберпанку более чем объяснима, ведь в таких историях слишком много рассказывается о компьютерах и высоких технологиях. Сам по себе жанр заставляет зрителя (а чаще — читателя) много думать, а глубокие размышления уже давно не приветствуются массовой культурой.

Призрак в доспехах (Ghost in the Shell)

Усложняется все это совершенно негламурной эстетикой, темными подвалами, миллионами спутанных проводов, человеческими телами, которые обильно приправляются всяческими электронными «улучшениями» вроде заменивших глаза камер и имплантацией электронной печени. И, конечно, тем, что в каждой подобной истории авторы пытаются донести до нас какую-то вечную мысль, актуальную в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому при всех своих достоинствах у киберпанка нет ровным счетом никаких шансов стать по-настоящему популярным. Зритель угощается попкорном и предпочитает смотреть на тачки, развратных девок и летающих супергероев, эти спутники не напрягают уставших умов, а просто развлекают красивыми видами и смешными фразочками.

И если основным мотивом истории «Призрака в доспехах» стала идея Мести как таковой и ее отношений с Человечностью как таковой, то столь же успешно можно рассказать об этом в любом другом жанре, будь то мелодрама, полицейский боевик, супергеройский блокбастер или кровавый фильм ужасов со всеми анатомическими подробностями. Судя по качеству постановки и прокату фильма в формате IMAX 3D, логично предположить, что бюджет картины значительно перевалил за сто миллионов долларов, поэтому не так-то просто объяснить, почему такой традиционно осторожный в денежных вопросах Голливуд решился на подобный эксперимент. Видимо, истории про супергероев на самом деле начинают потихоньку сдуваться, и студии пытаются нащупать альтернативные источники идей. Благо, актерский состав и актерская игра в фильме оказались на высоте.

Призрак в доспехах (Ghost in the Shell)

Роль Майора, главная в «Призраке в доспехах», досталась Скарлетт Йоханссон. К слову, изначально данную партию должна была исполнить Марго Робби, но она отказалась участвовать в столь, видимо, сомнительном для себя мероприятии. Скарлетт как самой прибыльной актрисе Голливуда терять было нечего, поэтому она отработала на полную катушку, меняя настроения своего персонажа быстро и ювелирно точно. Вот она приходит в себя в теле робота (точнее, в синтетическом теле) и никак не может надышаться воздухом. Вот она становится лучшим оперативником Девятого отдела. А теперь она на уровне эмоций и интуиции встречается с женщиной, которая была ей биологической матерью.

Кардинальные перемены настроения главной героини помогают нам раскрыть суть истории, потому что именно на контрастах зритель всегда особенно восприимчив. Это Майор удивляется, почему ее напарник так ненавидит людей, но очень любит собак. Собаки всегда искренни и благодарны, если их кормить, а человек склонен к предательству, и никогда наперед не скажешь, кто из друзей воткнет тебе нож в спину. Или, напротив, кто из врагов спасет тебе жизнь. Донести все это до зрителя непрямыми инструментами актерской игры — задача не из простых. Поэтому Скарлетт Йоханссон и является серьезным профи.

Призрак в доспехах (Ghost in the Shell)

Роль главного антагониста Кудзе, плавно перетекающая в роль самого близкого для главной героини человека сыграл Майкл Питт. Пока он еще антагонист, зритель понимающе кивает головой и пытается вспомнить, играл ли этот симпатичный парень с лицом маньяка вообще положительные роли. Видимо, нет, хотя на «положительном» этапе картины он оказывается ничуть не менее убедителен, к нему проникаешься сочувствием, но ровно в той мере, в какой ты сам человечен. Потому что ситуация, которая довела его до этого состояния, настолько киберпанковски нереалистична, что зрителю только и остается обращаться к тому, что спрятано где-то в глубине души. Майкл просто раздал нам карты, а как с ними играть, приходится решать самостоятельно.

Призрак в доспехах (Ghost in the Shell)

Зато датский актер Йохан Филип Асбек, исполнивший роль Бату, напарника Майора, глубинной игрой не блещет, но это, видимо, из-за того, что и роль ему досталась простая и прямая как натянутая нить. Это здоровый сильный мужик, на которого всегда можно положиться. Это он ненавидит людей, но каждый день приходит в один и тот же переулок и кормит бродячих собак. Создается интересная ситуация, и мы внезапно понимаем, что мизантропия и человечность могут идти в одном человеке рука об руку и ничуть друг другу не противоречить.

Призрак в доспехах (Ghost in the Shell)

И, конечно, нельзя не отметить японского мэтра Такеши Китано, невесть откуда взявшегося в «Призраке в доспехах» и сыгравшего властного, но мудрого и справедливого господина Арамаки. Когда человек, оказавшийся настоящим главным злодеем в этом фильме, пытается угрожать Арамаки, господин Китано наглядно демонстрирует особенности большой актерской школы Японии. Ни грамма эмоций наружу, их компенсируют решительные и эффективные действия. И правда, нельзя посылать кролика, чтобы поймать лису. Лисой в данном случае оказался Арамаки.

Призрак в доспехах (Ghost in the Shell)

Наконец, хочется выразить сожаление, что в погоне за громкими именами создатели картины привлекли работе дивную французскую актрису Жюльет Бинош, которой досталась лишь очень небольшая роль ученой. К сожалению, этому персонажу не суждено дожить до конца истории. Однако сыграно все безупречно, другого и ожидать было нельзя.

В сухом остатке получаем довольно невеселую и преисполненную драматизма историю. Главная героиня приходит в себя в лаборатории и обнаруживает, что теперь она живет в синтетическом теле, все за исключением мозга ей заменила робототехника. Робот снаружи и человек внутри, Майор становится лучшим оперативником. Пока не появляется страшный преступник и террорист Кудзе, встреча с которым в корне меняет ее картину мира. Оказывается, что добрые ученые, которые ее спасли, не были добрыми, и они ее не спасали. Расследование. Борьба. Хеппи-энд, насколько это возможно.

Высшая Научная Мораль фильма «Призрак» в доспехах звучит по-японски глубоко и неожиданно: настоящая Человечность иногда не имеет ничего общего с мизантропией, но зато прекрасно уживается с темой возмездия. Человек — очень сложный зверь, и предсказать его повороты судьбы и последующие поступки порой невозможно. Зато их можно объяснить постфактум.

Призрак в доспехах (Ghost in the Shell)

И, наконец, выставляем фильму «Призрак в доспехах» наши оценки по десятибалльной шкале.

  • Режиссерская работа: 7,5 балла
  • Сценарий: 7,8 балла
  • Актерская игра: 8,8 балла
  • Операторская работа, компьютерная графика и 3D-эффекты: 9,8 балла.

В среднем арифметическом получаем изрядно завышенные 8,5 балла. Впрочем, настоящие любители киберпанка и поклонники серии запросто сочтут такую оценку, напротив, заниженной. Остальным же гражданам порекомендуем посмотреть этот фильм как минимум из-за отменных съемок.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку