Счастливого дня смерти

08.12.2017

Счастливого дня смерти (Happy Death Day)

Фантастический слэшер «Счастливого дня смерти» вышел на экраны российских кинотеатров 7 декабря 2017 года. Как и ожидалось, кино получилось вполне себе оригинальным, авторам картины действительно удалось сказать нечто новое в таком традиционном жанре как слэшер.

Режиссером ленты «Счастливого дня смерти» выступил Кристофер Лэндон, имеющий немалый опыт в работе над страшными фильмами. Однако основная его профессия — сценарист, он писал сценарии аж для четырех частей «Паранормального явления», а одну из них даже сам поставил, его же сюжеты легли в основу «Скаутов против зомби» (2015) и «Вируса» (2016). Все эти картины имели то больший, то меньший успех, но в целом все без исключения оказались достойными представителями своего жанра. Хотя и не произведениями искусства. Этого от них никто и не ждал.

Счастливого дня смерти (Happy Death Day)

Разумеется, еще задолго до выхода «Счастливого дня смерти» стали понятны суть и новаторское зерно этой картины: здесь как будто объединили «Крик» и «День сурка». Собственно говоря, идея «Дня сурка» (мелодрама) уже множество раз воплощалась в различных поджанрах. Была шведская лента «Снова голый» образца 2000 года, это была раздолбайская молодежная комедия с шутками ниже пояса. Был мистический фильм «Лимб» за авторством Винченцо Натали, картина вышла в 2013 году. Спустя год Даг Лайман выпустил, надо полагать, самый мощный «День сурка» под названием «Грань будущего», это был очень крутой фантастический боевик. В этом году нас порадовали лентой под названием «Матрица времени», которая совершенно по-другому называется в оригинале и уже относится к жанру молодежной драмы. Теперь же мы имеем дело со слэшером.

Строго говоря, «Счастливого дня смерти» нельзя однозначно причислить к слэшерам. Здесь нет компании молодежи, которая приезжает в заброшенный домик. И нет обратного отсчета персонажей, потому что за некоторыми исключениями жертва во всех случаях только одна — сама главная героиня. И каждый ее день прерывается одним и тем же событием — ее собственным убийством. В этом случае один зацикленный день является большим преимуществом, потому что у девушки как будто бесконечное число жизней. Ну, строго говоря, конечное, где-то около шестнадцати. И задача у нее предельно простая: выяснить кто и почему каждый раз пытается ее убить. А убийца оказывается весьма сообразительным, ведь как бы она ни старалась, он всегда и везде ее находит. И всякий раз, конечно же, безжалостно мочит. Иной раз начинает казаться, что не одна она постоянно просыпается в одном и том же дне, что и у убийцы внезапно появилась такая способность. Не будет спойлером, если мы скажем, что нет, тут все одновременно и проще, и сложнее.

Счастливого дня смерти (Happy Death Day)

Стоит ли нам осуждать авторов картины за то, что «Счастливого дня смерти» не относится к высокому киноискусству? Отнюдь. Никто и не стремился снять шедевр, это исключительно развлекательная лента. И авторы вовсю постарались развлечь нас относительно нестандартной идеей. В целом лента более чем приличная, конечно, со скидкой на то, что она рассказывает о современной молодежи. Самую толику разврата, самую капельку ругани, немножко хулиганства. Но в строго выверенных дозах, чтобы не нарваться на разбушевавшихся в последние годы критиков-моралистов. И даже обнаженка, хотя и присутствует в сценарии, но отсутствует в кадре. Нет-нет, родные мои, никаких сисек вам не светит, даже не мечтайте! Это исключительно приличное кино, и, по нашему скромному убеждению, рейтинг «16+» несколько завышен.

Пытались ли авторы донести до нас какую-то важную мысль? О Высшей Научной Морали по традиции поговорим чуть позже, а что касается важной мысли, то она отнюдь не блещет оригинальностью. Главная героиня находит себя как личность только в тот момент, когда отказывается от навязываемых ей обществом ценностей и становится сама собой. Она отшивает накачанного красавчика (который, оказавшись один в комнате, запустил на ноутбуке видео с милующимися мужиками и достал коробку салфеток) и сходится с парнишкой, образ которого весьма далек от образа классического секс-символа.

Счастливого дня смерти (Happy Death Day)

Вообще во всех этих «днях сурка» есть одна общая странность. Чтобы разорвать временную петлю, главным героям приходится пересиливать себя и добиваться какой-то сверхцели. Расследовать собственное убийство, мочить инопланетянскую свиноматку, спасать от самоубийства неудачников или соблазнять красотку. Все эти сверхцели люди ставят себе сами. Может показаться, что и во временную петлю они проникли по своей воле. А откуда им, черт возьми, знать, что поставленная цель вообще существует, а если и существует, то почему именно она верная, и почему именно она разорвет петлю?

И еще. Так или иначе люди во всех подобных фильмах шаг за шагом учатся избегать совершенных ранее ошибок, совершают при этом новые, но постепенно выходят на идеальный сценарий. Если принять это за истину, то для того, чтобы прожить всего один идеальный день, нужно иметь в запасе очень много попыток. Так, герою оригинального «Дня сурка» потребовалось для этого более десяти лет. Отсюда вопрос: неужели наша жизнь настолько ужасна и нелепа, что требуется десять лет для одного идеального дня? Мы не знаем.

Счастливого дня смерти (Happy Death Day)

Что касается актерского состава фильма «Счастливого дня смерти», то здесь все очень просто: ни одной знакомой морды, ни одного известного имени.

Роль Три Гельбман, главной героини «Счастливого дня смерти», досталась малоизвестной актрисе по имени Джессика Рот. До этого она снялась в куче не очень известных сериалов и куче преимущественно не очень известных фильмов. Впрочем, это не помешало ей на отлично отыграть свою непростую роль, да, вполне серьезно. У Джессики замечательная внешность, хорошая фигура и отпадная мимика, она очень ярко выражает все нужные эмоции во всех необходимых оттенках, с ювелирной точностью попадая в настроение каждой сцены. По совести говоря, такого актерского мастерства в «Счастливом дне смерти» не продемонстрировал больше никто, можно даже сказать, что на одной только Рот картина и держится. А больше и рассказать-то не о ком.

В сухом остатке сюжет «Счастливого дня смерти» выглядит примерно так. Девушка просыпается у незнакомого парня в мужской общаге и совершенно не помнит, как там оказалась. Она проживает этот день, а вечером умирает от руки маньяка в маске. День начинается заново. Девушка решает провести расследование и вывести злодея на чистую воду, чтобы разорвать временную петлю и добраться до завтрашнего дня. Конечно же, это у нее выходит не сразу.

Счастливого дня смерти (Happy Death Day)

Что же касается Вышей Научной Морали фильма «Счастливого дня смерти», то сформулируем ее так: если ты вынужден стать перфекционистом, то для удачного завершения всего одного дня придется очень сильно постараться.

Засим выставляем ленте «Счастливого дня смерти» наши скромные оценки:

  • Режиссерская работа: 7,0 балла
  • Актерская работа: 6,3 балла
  • Сценарий 7,3 балла.

В итоге получаем не заоблачные, но зато крепкие и заслуженные 6,9 балла. Если любите оригинальное и ненапряжное кино, непременно посмотрите «Счастливого дня смерти». Вышло очень неплохо.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку