Замечательный мальчик

11.11.2016

Хороший мальчик

Со всей ответственностью заявляем, мальчик вышел замечательным и даже просто отменным! А если серьезно, то 10 ноября 2016 года на российские экраны наконец-то вышел фильм «Хороший мальчик», получивший гран-при на фестивале «Кинотавр» в этом году. И награда эта была получена совершенно заслуженно.

Режиссером картины-победительницы стала некая Оксана Карас, которую в рецензиях на «Хорошего мальчика» неаккуратно окрестили дебютанткой. Это не совсем верно, если верить «Кинопоиску», за ней значится еще как минимум одна полноценная самостоятельная работа «Репетиции», да еще и с недурным рейтингом в 6,9. Надо полагать, хороший повод познакомиться с ранним творчеством Оксаны, ведь если судить по «Мальчику», то работает она правильно. Практически сразу берет высокую планку, задает фильму нужный тон и твердо его выдерживает, безо всяких провисаний и затягиваний.

С превеликим сожалением приходится признать, что отечественный кинематограф все еще не научился снимать блокбастеров. Как будто неплохо рисуют компьютерную графику, пафосно рушат на экране целые города, но на выходе кино почему-то разваливается. И качественных хорроров в России пока тоже не делают, хотя и очень стараются. Худо-бедно научились снимать дурные и пошлые комедии со светлаковыми и галустянами, хотя их коммерческий успех определяется качеством не столько материала, сколько зрителя. Про боевики с мордобоем, перестрелками и погонями даже говорить не приходится, хотя по ту сторону экрана об этом жанре, кажется, совсем забыли. Наверное, это и к лучшему.

Хороший мальчик

Зато, и это очень радует, не разучились снимать внежанровое правильное и умное кино, то самое, которое не очень хорошо идет под пивко, чипсы, попкорн и даже коньяк с шоколадкой. К такому кино и относится «Хороший мальчик». Скажем откровенно, когда были объявлены победители «Кинотавра», мы отнеслись к этой ленте несколько скептически. Какое-то не очень цепляющее, некоммерческое название, даже рабочий вариант «Как я проспал все на свете» и то звучал лучше. Да и делать подростка главным героем хорошего фильма — очень смелое решение. Тем не менее, мы решили простить отечественному кинематографу прошлые неудачи и совершенно по-ницшеански доверились «Хорошему мальчику». Честное слово, он нас не подвел.

Что очень порадовало, так это непотопляемый позитив в каждой сцене и практически в каждом кадре. Автор совершенно никого не осуждает, а зритель по-доброму хмыкает, хихикает, смеется, а то и в голос ржет не столько над героями фильма или их положением, сколько над их отношением к тому, что происходит вокруг. И отношение это легкое, ироничное и мудрое, почти всегда более мудрое, чем сами герои. Можно было бы сравнить «Хорошего мальчика» с другими лентами, где подросток оказывается центральным персонажем, однако за последние годы эта тема наш кинематограф, похоже, всерьез не интересовала. Разве что древний шахназаровский «Курьер» — так за прошедшие с его выхода тридцать лет все изменилось настолько сильно, что сравнивать, пожалуй, нет смысла. Или есть?

Хороший мальчик

Главный герой «Курьера» был образцово-показательным юным бунтарем, который словно перенесся из классической русской литературы в середину восьмидесятых, в нем было слишком много пафоса и правильных слов. Современный подросток совсем не такой. Как бы ни ругали мы все эти теперешние вконтактики, наличие Интернета на расстоянии вытянутой руки очень сильно меняет личность, особенно формирующуюся. Формально современные дети имеют возможность знать вообще все, как бы ни старался Роскомнадзор. К примеру, главный герой Коля Смирнов точно помнит, что мышьяк — это полуметалл, оперативно убеждается в этом сам и доказывает это отцу. При этом Коля сверяется с "Википедией", а его папа по старинке достает учебник по химии.

Однако вот эта формальная возможность знать все отнюдь не означает адекватного понимания происходящих вокруг вещей. И ценность «Хорошего мальчика» состоит в том, что, повторимся, авторы фильма не тычут своего героя за это носом в смердящую кучу ошибок, не строят из его ошибок трагедии, не осуждают, а относятся к этому легко и непринужденно. В конце концов, каждому взрослому человеку когда-то было пятнадцать лет, каждый проходил через все эти ошибки и неспособность что-то понять, из которой неизбежно вытекают еще большие ошибки, а то и вот эти мелкие и подлые внезапные воспоминаньица на всю жизнь, от которых внезапно беспричинно краснеешь. «Незакрытый гештальт», как выразился главный герой. Вот этот фильм и призывает нас относиться ко всему проще и легче. Правильнее урока для молодежи и придумать нельзя. Впрочем, пора обратиться к актерскому составу фильма, тут все просто распрекрасно.

Хороший мальчик

Роль Коли Смирнова, главная в этом фильме, досталась 16-летнему Семену Трескунову. В своем юном возрасте у парня уже 34 работы, но все равно так и хочется назвать его открытием года. Невзирая на мощнейший квартет актеров «старой гвардии» весь фильм практически держится на одном Семене. Проверить это утверждение просто: если заменить любого из взрослых, «Хороший мальчик» останется практически тем же самым, а вот без Семена это было бы совершенно другое кино, скорее всего, куда менее яркое и интересное. Мимика, жесты, движения, интонации — владение всем этим или дается от природы, или не достигается никогда, даже при упорной работе и гениальных преподавателях актерского мастерства.

Хочется верить, что парень продолжит работать и каждый раз будет повышать и без того высокую планку. К слову, авторы фильма с самого начала видели в главной роли только Семена, но когда картина лишь готовилась к запуску в производство, ему было всего 11 лет. Нет худа без добра, из-за проблем с финансированием подготовка к съемкам существенно затянулась, а когда фильм-таки был запущен, наш хороший мальчик чудесным образом подрос как раз до нужной кондиции.

Хороший мальчик

Отца Коли сыграл неподражаемый Константин Хабенский. Придираться к его игре — занятие совершенно безнадежное. Роль Константину досталась, как и положено, неожиданная, но почти привычная. Оказавшийся вплотную у обочины жизни, он «работает дома», а на самом деле занимается непонятно чем, создавая нестандартные технологии здорового образа жизни, внося натуральный хаос в семью, которая искренне продолжает его ценить, уважать и поддерживать. Возможно, потому, что при всем при этом он остается нежным и любящим мужем, а также добрым и понимающим отцом, который столь же искренне наставляет детей (у Коли есть еще и старший брат) на путь истинный.

Хороший мальчик

Очень порадовала литовская актриса Иева Андреевайте в роли учительница английского Алисы Денисовны. Порадовала не только привлекательной внешностью, но также правильным исполнением роли своего непростого персонажа. Вот уже десять лет она встречается с женатым мужчиной, надеясь (жуткая банальщина), что ради нее он когда-нибудь бросит жену, хотя все больше понимает, что этой глупой надеждой она с самого начала обманывала сама себя. Поэтому время от времени она напивается в своей одинокой квартире и совершает необдуманные, но почти безобидные поступки.

Хороший мальчик

И, конечно же, нельзя обойти вниманием самого Михаила Олеговича Ефремова, который сыграл в «Хорошем мальчике» роль директора школы. Пожалуй, это самый противоречивый персонаж фильма. И даже, как нам показалось, своеобразное отражение авторов картины. С одной стороны, он не чужд человеческим слабостям: запрещенным в Москве азартным играм и запрещенным для женатых мужчин отношениям на стороне. Вместе с тем, именно его устами авторы ленты говорят с Колей Смирновым, говорят откровенно, ничуть, опять же, не осуждают его, даже не пытаются к чему-либо принудить или в чем-либо убедить, а объясняют, как оно на самом деле есть. Потому что правильный педагог может иметь кучу недостатков, но окончательное решение он всегда должен оставлять за своим подопечным. Ибо в противном случае последний так ничему и не научится, не научится самостоятельно оценивать ситуацию и делать правильные выводы из чужих и собственных ошибок. Не командовать, а направлять, мягко. И, черт возьми, откуда у директора школы классический маслкар с басовитым движком, задним приводом и низкопрофильной резиной?

Еще хочется выразить сожаление, что Ирине Пеговой и Татьяне Догилевой достались такие маленькие, скромные роли. Догилева сыграла завуча школы, этакую классическую строгую училку, которая лет за сорок работы повидала в школе всякого, но продолжает тянуть эту лямку и кажется совершенно не разочарованной жизнью и вполне даже на своем месте. Слишком стереотипная роль для актрисы такого уровня. А Ирина Пегова исполнила роль жены директора школы. Домашняя, улыбчивая, все знающая и понимающая. Собственно, ничего другого о ее персонаже и сказать нельзя.

Хороший мальчик

«Хороший мальчик» относится к той категории фильмов, пересказывать содержание которых почти не имеет смысла. Девятиклассник Коля Смирнов по вине своей учительницы английского влюбляется в нее и на что-то надеется. Параллельно ему начинает отвечать взаимностью его предыдущая симпатия, дочь директора школы Ксюша. Она обратила внимание на Колю, когда заподозрила его в поджоге пристройки к школе, где должен был разместиться компьютерный класс. Колин отец совсем съезжает с катушек и пытается заставить семью жить по системе «12-36», то есть 36 часов бодрствуем, а потом 12 часов спим. А в свободную ночь переклеиваем в квартире обои, чтобы не бездельничать. Собственно, со всем этим и многим другим Коле придется самостоятельно разобраться и расставить все по местам. Не только у себя в голове, но и за ее пределами.

Что вполне предсказуемо, Высшая Научная Мораль фильма адресована не только подросткам, но и взрослым людям. Сформулируем ее так: как бы ни поступил человек, какой бы жизнью он ни жил, не спеши делать выводов и уж тем более не спеши на основе этих поспешных выводов совершать какие-то поступки, а постарайся обсудить все с этим человеком. Возможно, в реальности все совершенно по-другому, и тебе элементарно недостает жизненного опыта, чтобы это понять.

Хороший мальчик

И, наконец, выставляем нашему «Хорошему мальчику» оценки по десятибалльной шкале.

  • Актерская игра: 9,5 балла
  • Режиссерская работа: 10 баллов
  • Сценарий: 9,0 балла

Однако честно заработанного среднего арифметического мы этому фильму поставить не можем, исключительно за то, что Ирине Пеговой и Татьяне Догилевой достались слишком маленькие роли. На свадебных генералов они как-то не похожи, а стрелять из пушек по воробьям не дозволено даже победителям «Кинотавра». Поэтому в итоге «Хороший мальчик» получает у нас только 8,6 балла. Вполне достаточно, чтобы сходить на него в кино.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку