Живое няшко

24.03.2017

Живое (Life)

Клаустрофобный космический хоррор «Живое» вышел на российские экраны 23 марта 2017 года. Не будем ходить вокруг да около, заявим сразу и прямо: фильм однозначно удался. Конечно, не обошлось без некоторых порою забавных недочетов, но это совершенно не помешало картине в одночасье пробиться на пантеон, где ей самое место.

Однако перед тем как приступить к разбору полетов, позволим себе сделать небольшое лирическое отступление. Дело в том, что мы рассчитывали посетить совершенно другой фильм, премьера которого была назначена на тот же день. Речь идет о драме «Манчестер у моря», за работу в котором Кейси Аффлек был удостоен премии «Оскар» за лучшую мужскую роль, картина также получила высшую награду американской киноакадемии в номинации «Лучший сценарий». Однако все эти доводы оказались бессильными пред бездушным и безжалостным ликом отечественных прокатчиков. Ни один из волгоградских кинотеатров так и не показал данную картину в указанный день. Стыдно, товарищи, очень стыдно!

Впрочем, вернемся к фильму «Живое», благо, что тут есть о чем поведать. Режиссером ленты стал крупный шведский режиссер с классическим скандинавским именем Даниэль Эспиноса. Первой крупной его работой стал крепкий скандинавский боевик «Шальные деньги» (2010 г.), главную роль в котором исполнил Юэль Киннаман. Далее режиссер перебрался в Голливуд, где снял шпионский боевик «Код доступа "Кейптаун"» (2012) и мрачную сталинскую драму «Номер 44» (2014), которую лишили прокатного удостоверения за три дня до российской премьеры. Теперь же он выпустил куда менее скандальную, но не менее мощную ленту «Живое». Судя по предыдущим картинам, можно понять, что шутить со зрителем Даниэль не любит. Новая работа режиссера это подтверждает, шуток в фильме крайне мало. А невеселого, напротив, крайне много.

Живое (Life)

Картина повествует об инопланетной, точнее, марсианской твари, которая вступает в неравный бой с обитателями Международной космической станции (да-да, той самой МКС). К сожалению, бой окажется неравным не для марсианской твари, а для наших земных парней и девчонок. Тварь оказалась невероятно жизнеспособной, крайне живучей и, отдадим ей должное, более чем сообразительной. Она мгновенно принимает правильные решения и всегда оказывается на шаг впереди своих соседей по Солнечной системе. И убивает их одного за другим. Ближайшие «родственники» фильма «Живое» — ставшие теперь культовыми «Нечто» и «Чужие». В первую очередь, конечно, «Нечто», потому что тварь обладает куда более интересными сугубо физиологическими свойствами, нежели наполненные кислотой и щелкающие двойной пастью скоттовские ксеноморфы.

Насколько мы помним, иноземный злыдень из фильма «Нечто» обладал способностью к тотальной мимикрии на клеточном уровне, регулярно выдавая себя за убитых жертв. В случае с «Живым» мы имеем существо, состоящее целиком из стволовых клеток. Или что-то вроде того: все клетки этого уникального организма выполняют любую роль, которая этому организму нужна. Это и мускулатура, и пищеварение, и нейронная сеть. И вообще все что угодно. То есть это гигантский мускулистый мозг, пожирающий все на своем пути. Ничего удивительного, что для неподготовленных к такой чудесной встрече космонавтов/астронавтов «Живое» очень быстро стало вершиной пищевой цепочки.

Разумеется, фильм не только об этом. Когда история по-настоящему талантлива, то она, по сути, является одной большой метафорой. И правда, ведь если намного поразмыслить об удивительно жизнеспособных особях в нашем человеческом обществе, то можно сделать довольно ценные наблюдения. Такие особи довольно быстро пробираются к самой вершине социума. Такие особи, ни секунды не колеблясь, кажется, что прямо на уровне инстинктов, жестоко и эффективно расправляются с каждым, кто рискует встать у них на пути. Почтенные моралисты люто осуждают таких особей, обвиняя их в излишней жестокости. И, пожалуй, самое нежное слово в их адрес — это «психопат».

Живое (Life)

Во многом почтенные моралисты, конечно, правы. Важно помнить о другом. Дело в том, что такие особи пробиваются вверх безо всякой ненависти к окружающим. Это заложено в их природе, это вопрос выживания. В конце концов, не об этом ли писал Дарвин, и не это ли является основой основ всей жизни на Земле? Создатели фильма «Живое» берутся утверждать, что не только на Земле. Они уверены, что подобное поведение свойственно всем живым организмам во Вселенной вообще. Человек постоянно завоевывает новые пространства и часто делает безжизненными территории, которые раньше кишмя кишели всеми формами жизни. И в этом смысле он ничем не отличается от вируса. Так в чем же нам винить эту беспощадную марсианскую тварь? Не в чем. Остается только ненавидеть ее за то, что она более умна, сильна и жизнеспособна.

И, наконец, последнее. Очень большой ляп. Как оказалось, сценаристы картины в школе не учили физику. Чтобы не дать марсианской твари попасть с МКС на Землю, последние из двоих оставшихся в живых персонажей берут эвакуационные капсулы, предназначенные для спуска домой. И собираются направить их в космическое пространство подальше от нашей голубой планеты. На этих капсулах стоят небольшие двигатели. Рассуждаем логически. Эти небольшие двигатели используются как маневровые, их мощность предельно мала, да и размер капсулы крайне невелик, соответственно невелик и запас топлива. Однако с их помощью герои собираются набрать достаточную скорость, чтобы преодолеть притяжение Земли и вывести капсулу в Солнечную систему. Каждый старшеклассник, если он, конечно, не двоечник, знает, что для этого капсула должна набрать вторую космическую скорость, есть такой термин. Для поверхности Земли вторая космическая скорость составляет 11,16 километра в секунду. Высота орбиты МКС составляет 384 км, и на такой высоте вторая космическая скорость будет лишь незначительно отличаться от таковой на поверхности планеты. Думается, дальше продолжать не нужно. К сожалению, придуманные сценаристами космонавты не могут быть умнее самих сценаристов.

Как и можно было предположить, претензий к актерскому составу и работе актеров нет никаких. Правда, несколько сложно сказать, кому досталась главная роль, в этом смысле распределение персонажей в картине «Живое» на удивление равновесно.

Живое (Life)

Пожалуй, самым приятным сюрпризом в фильме стала Ольга Дыховичная, вдова известного режиссера и просто классная актриса. Ей досталась роль российского космонавта Екатерины Головкиной, она же была капитаном команды МКС. Отрадно, что российская космическая программа все еще занимает лидирующие позиции в мире, и представительница нашей страны действительно может быть капитаном МКС. Порадовало и то, что фамилию ей подобрали действительно русскую, безо всяких там русоподобных англо-саксонских фантазий вроде «Дракова» или «Керкова». Хотя без языковых курьезов все-таки не обошлось, очень повеселила вот такая надпись на термометре: «Цельсию ТЕМП». Этот ужас показали крупным планом, на весь экран. И еще очень грустно, что в фильме Екатерина погибла второй.

Живое (Life)

Первым погиб американский астронавт Рори Адамс, исполненный блистательным Райаном Рейнольдсом. К сожалению, звезде такой величины и парню такого таланта досталась очень небольшая и довольно простая роль этакого безрассудного героя. И погиб он как герой, но отнюдь не геройской и очень мучительной смертью, выпустив фейерверк крови в невесомость.

Живое (Life)

Еще одним знакомым лицом в фильме «Живое» стал Джейк Джилленхол, он сыграл американского астронавта Дэвида Джордана. Благодаря вселенскому трагизму, присущему большинству ролей Джейка, его герой Дэвид оставался живым практически до самого конца фильма. И нет ничего ужасного в том, что он не смог нанести космической твари хоть сколько-нибудь серьезного ущерба. Серьезно поранить ее не смог решительно никто из всего экипажа в размере шести человек. Зато это он был тем самым неграмотным астронавтом, кому пришло в голову набрать вторую космическую скорость на капсуле для эвакуации. Ни в коем случае не хотелось бы умалять профессионализма НАСА, но все-таки это как-то обидно.

Живое (Life)

И, наконец, роль Миранды Норс, британского специалиста на МКС, исполнила шведско-британская актриса Ребекка Фергюсон. Для нее, к сожалению, снова не нашлось серьезных актерских задач. Она делала серьезное лицо и рассуждала о трех периметрах карантина, где-то в глубине души сожалея о том, что предложила и подписала их. Хотя неубиваемые марсианские твари на Земле — куда более серьезная неприятность.

Сюжет фильма «Живое» в известной степени оригинален. Экипаж МКС перехватывает зонд, доставляющий с Марса пробы грунта. В этих пробах обнаруживается живая клетка, обладающая удивительными свойствами. Любопытные ученые выращивают из этой клетки организм, который оказывается жестокой непобедимой тварью. Начинается противоборство, суровая битва не на жизнь, а на смерть. Финал этого фильма преподносит очень неожиданный сюрприз.

Высшую Научную Мораль фильма «Живое» сформулируем так: жестокие и беспощадные существа, уничтожающие все на своем пути, зачастую действуют подобным образом не из ненависти, а только из-за того, что такова естественная природа вещей. Поэтому ненависть к таким существам — стопроцентный способ проиграть в этой битве. Разумеется, речь идет не только о космических монстрах, достаточно просто внимательно посмотреть вокруг.

Живое (Life)

Засим выставляем картине «Живое» наши скромные оценки по десятибалльной шкале.

  • Режиссерская работа: 9,5 балла
  • Актерская работа: 9,0 балла
  • Операторская работа и компьютерная графика: 9,7 балла
  • Сценарий: 9,0 балла.

Поясним, мы не стали снижать оценку за явные ляпы, допущенные в фильме. В конце концов, это художественное произведение, а творец имеет право на свой собственный взгляд на этот бренный мир. Поэтому в результате получаем изрядно завышенные, но, пожалуй, справедливые 9,3 балла. Если не брезгуете инопланетянскими триллерами и ужастиками, непременно посмотрите фильм «Живое», он вас не разочарует.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку