До встречи со здравым смыслом

08.07.2016

«До встречи с тобой» (Me Before You)

В это трудно поверить, но даже в наш жестокий век примата эффективного киноменеджмента над Высоким Искусством, в наш прогрессивный век 4K и Dolby Atmos на экраны кинотеатров еще проскальзывают картины, имеющие какую-то художественную ценность. Ярким тому примером смело можно назвать фильм «До встречи с тобой» или в оригинале «Я до тебя» (Me Before You).

Откровенно говоря, в этот четверг нам пришлось делать трудный выбор между четырьмя премьерами. Это были «Мобильник» по Стивену Кингу, «Полтора шпиона» с Дуэйном «Скалой» Джонсоном, «Отмель» про битву Блейк Лайвли с акулой и, наконец, в итоге победивший всех «До встречи с тобой». С «Мобильником» нам помогли другие источники, поведавшие о фильме его куда раньше официальной российской премьеры, — редкостная гадость. Комедия «Полтора шпиона» с товарищем Скалой изначально не вызывала доверия. А «Отмель», снятую неприлично талантливым испанцем Хауме Кольет-Серра, мы отправили в утиль исключительно интуитивно при всем нашем уважении к этому режиссеру. В итоге Великобритания в очередной раз доказала, что способна снимать лучшие в мире мелодрамы.

«До встречи с тобой» (Me Before You)

Режиссером «До встречи с тобой» стала неизвестная в мире кинематографа Теа Шэррок, за плечами которой пара невнятных сериалов и богатый опыт работы в театре. Но даже глядя на ее скудный послужной список в мире движущихся картинок, становится ясно, что дама фанатеет по Шекспиру, что вполне предсказуемо для англичанки. И это хороший знак, вспомнить хотя бы Кенета Брану, который регулярно обращается за материалом к великому английскому драматургу, а в перерывах балуется блокбастерами и боевиками. Кстати, ждем от него новой постановки «Восточного экспресса» Агаты Кристи, где маэстро сам пообещал нацепить закрученные усики и заговорить с бельгийским акцентом.

Впрочем, вернемся к заглавной теме нашей скромной рецензии. Первым делом стоит, очень стоит пройтись по актерскому составу. И начнем мы, конечно же, с Дейнерис Прямоходящей Эмилии Кларк. Мы ничуть не преувеличим, если заявим, что весь фильм держится практически только на ней. Пожалуй, это одно из крупнейших открытий последнего десятилетия, поскольку актрис такого уровня с ходу и не назовешь. Будучи далеко не Меган Фокс, девушка задействует свой потенциал процентов на двести или даже триста, и это не фигура речи. Потому что с первого взгляда никогда не поверишь, что она способна по-настоящему прочувствовать вверенного ей персонажа, разобраться во всех оттенках эмоций в каждую секунду каждой сцены, да потом эти эмоции столь же тонко передать.

«До встречи с тобой» (Me Before You)

В этом ей помогает природный дар, богатая мимика, и здесь Эмилия способна работать ничуть на уровне самого Джима Керри. Впрочем, и диапазон ее образов очень широк, не всегда и веришь, что один человек способен охватить вот это все. Один образ в «Игре престолов», другой — в последнем «Терминаторе», и совершенно не похожий на первые два в новой картине «До встречи с тобой». Искренне хочется надеяться, что она справится со своим талантом и не выгорит раньше времени, потому что потерять такое сокровище было бы трагедией для всего мирового кинематографа. И это снова не фигура речи, три года назад, если верить «Кинопоиску», у Кларк обнаружили аневризму головного мозга.

Персонаж Эмилии в фильме «До встречи с тобой» по-своему уникален, хотя на первый взгляд и кажется избитым. Девушка из простой семьи, вынужденная работать не в свое удовольствие и не в той сфере, где ей, возможно, хотелось бы, а там, где заплатят достаточно, чтобы прокормить себя, маму с папой и дедушку. Отработав шесть лет в кондитерской, она получает добрый и вежливый пинок под зад (на сей раз все-таки фигура речи) и устраивается ухаживать за симпатичным молодым человеком, который в результате травмы не может пошевелить ни ручками, ни ножками. Зовут персонажа Лу Кларк, и да, ее фамилия совпадает с фамилией актрисы. Девушка ведет себя по-доброму непосредственно, совершенно не считает нужным скрывать свои эмоции, мысли и порой манеры. Впрочем, ей это нисколько не вредит. Не потому, что это придает Лу какое-то особое обаяние, хотя-таки и не без этого. А потому, что в ее эмоциях, мыслях и манерах изначально нет ничего дурного. Как сказал отец главной героини «До встречи с тобой», у нее очень большое сердце. Она совершенно искренне ко всем относится «нормально», по ее собственному выражению. Такие люди всегда были вымирающим видом, очень хочется надеяться, что не только в книгах и в кино они еще окончательно не перевелись. Потому что человечеству как воздух нужны именно таки люди, а не эти ваши надуманные князья мышкины. При всем нашем почтении к Федору Михайловичу.

«До встречи с тобой» (Me Before You)

Бремя главного мужского персонажа выпало нести Сэму Клафлину, которого мы можем помнить по роли Финника из «Голодных игр». Здесь мы тоже видим стопроцентное попадание, еще более меткое, нежели в той подростковой антиутопии. Здесь нет того клоунского сарказма, и нет чередующихся с ним показных розовых соплей. Парень по имени Уилл Трейнор происходит из богатой семьи и, надо полагать, древнего рода, владеющего самым настоящим замком. Успешный бизнесмен и просто человек, страстно любящий жизнь, попадает под мотоцикл и в одночасье оказывается практически полностью обездвиженным. Его аристократизм не надуман, а абсолютно натурален. С аристократизмом столь же натурально соседствует фирменная английская ирония, порой перерастающая в легкое и аккуратное злословие. Но надо всеми этими замечательными качествами довлеет совершенно подавленное состояние духа, столь же безнадежное, как и его недуг. И если эти ихние авиценны когда-нибудь и научатся чинить спинной мозг, то столь подавленный и даже сломленный, растоптанный и сожженный в уютном английском камине дух не регенерировать никакими кашпировскими. Словом, диспозиция получается очень сложной.

«До встречи с тобой» (Me Before You)

Из несколько примелькавшихся актеров нельзя не отметить и Мэттью Льюиса, это тот самый «гадкий утенок» Невилл Долгопупс (черт бы побрал наших недопереводчиков!) из «Гарри Поттера», который внезапно переродился в симпатичного (девушкам виднее, конечно) накачанного мачо. Собственно, роль этакого мачо, только английского розлива, Мэттью и примерил на себя в фильме «До встречи с тобой». Здесь он вторая половинка нашей ненаглядной Лу-Эмилии Кларк, и зовут его Патрик. Патрик безраздельно помешан на спорте, и даже в качестве романтической поездки он предлагает девушке не Сейшеллы, не Париж и даже не Анталью. А Норвегию, где можно поучаствовать в триатлоне. Отменное предложение, если учесть, что Лу не любит заниматься бегом и ненавидит даже езду на велосипеде. Вот и возникает вопрос, почему же они, такие разные и явно не подходящие друг другу, встречались целых семь лет? По инерции? Пожалуй, такой долгой инерции не дают даже в Таллинне. Впрочем, и Патрик приятно удивил в этом фильме. Будучи, как мы уже сказали, совершенно помешанным на всех видах спорта сразу, подарив девушке безнадежно идиотский подарок на день рождения, он все равно каким-то непонятным образом умеет точно оценить ситуацию на любовном фронте. И даже сформулировать ее предельно четко и правильно в своих спортивных терминах.

И, наконец, отметим Чарльза Дэнса, 70-летний мэтр английского кино исполнил роль Стивена Трейнора, отца главного героя. Ничего запредельного в сценарии для этой роли не было, Чарльз традиционно фундаментален и флегматичен, большего от него и не требуется. И, надо полагать, Стивен обладает нечеловеческой силой воли, потому что он смог поддержать своего сына, когда тот сделал очень нелегкий выбор.

«До встречи с тобой» (Me Before You)

Собственно говоря, уделив так много внимания описанию персонажей, мы уже практически полностью рассказали вам, о чем этот фильм. Стоит прояснить только три вещи. Первая состоит в том, что главная героиня поставила перед собой очень сложную цель — помочь Уиллу снова полюбить жизнь, снова почувствовать себя человеком. Эта цель происходила не от идеализма, а имела под собой совершенно явные практические основания. И еще ей потребовалось найти в себе силы понять его, понять по-настоящему. Вторая вещь касается сложнейшей моральной проблемы, которая часто затрагивается современным европейским обществом, однако эту тему здесь развивать совершенно неуместно. И, наконец, третье. Не нужно сравнивать «До встречи с тобой» с французским фильмом «1+1», эти работы совершенно разные. У них совершенно разные задачи и совершенно разные позиции. При всей своей кажущейся схожести. Так о чем же фильм «До встречи с тобой»?

Высшую Научную Мораль данной картины можно сформулировать так: битва чувств и здравого смысла похожа на гражданскую войну, потому что и там, и там никогда не будет победителей. Идея очень глубокая, и дело даже не в современном европейском морализме, а в людях, которые оказываются в трудных ситуациях и находят в себе силы сделать тот или иной выбор. И при любом раскладе выбор каждого оказывается нелегким.

«До встречи с тобой» (Me Before You)

Засим позволим себе дать оценки фильму «До встречи с тобой».

  • Актерская игра — 10 баллов.
  • Постановка — 8 баллов.
  • Сюжет — 9,5 баллов.
  • Повод задуматься — 9 баллов.

На сей раз честно доверимся арифметике и получим в итоге 9,1 балла. На наш взгляд, совершенно заслуженная оценка.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку