До встречи со здравым смыслом
В это трудно поверить, но даже в наш жестокий век примата эффективного киноменеджмента над Высоким Искусством, в наш прогрессивный век 4K и Dolby Atmos на экраны кинотеатров еще проскальзывают картины, имеющие какую-то художественную ценность. Ярким тому примером смело можно назвать фильм «До встречи с тобой» или в оригинале «Я до тебя» (Me Before You).
Откровенно говоря, в этот четверг нам пришлось делать трудный выбор между четырьмя премьерами. Это были «Мобильник» по Стивену Кингу, «Полтора шпиона» с Дуэйном «Скалой» Джонсоном, «Отмель» про битву Блейк Лайвли с акулой и, наконец, в итоге победивший всех «До встречи с тобой». С «Мобильником» нам помогли другие источники, поведавшие о фильме его куда раньше официальной российской премьеры, — редкостная гадость. Комедия «Полтора шпиона» с товарищем Скалой изначально не вызывала доверия. А «Отмель», снятую неприлично талантливым испанцем Хауме Кольет-Серра, мы отправили в утиль исключительно интуитивно при всем нашем уважении к этому режиссеру. В итоге Великобритания в очередной раз доказала, что способна снимать лучшие в мире мелодрамы.
Режиссером «До встречи с тобой» стала неизвестная в мире кинематографа Теа Шэррок, за плечами которой пара невнятных сериалов и богатый опыт работы в театре. Но даже глядя на ее скудный послужной список в мире движущихся картинок, становится ясно, что дама фанатеет по Шекспиру, что вполне предсказуемо для англичанки. И это хороший знак, вспомнить хотя бы Кенета Брану, который регулярно обращается за материалом к великому английскому драматургу, а в перерывах балуется блокбастерами и боевиками. Кстати, ждем от него новой постановки «Восточного экспресса» Агаты Кристи, где маэстро сам пообещал нацепить закрученные усики и заговорить с бельгийским акцентом.
Впрочем, вернемся к заглавной теме нашей скромной рецензии. Первым делом стоит, очень стоит пройтись по актерскому составу. И начнем мы, конечно же, с Дейнерис Прямоходящей Эмилии Кларк. Мы ничуть не преувеличим, если заявим, что весь фильм держится практически только на ней. Пожалуй, это одно из крупнейших открытий последнего десятилетия, поскольку актрис такого уровня с ходу и не назовешь. Будучи далеко не Меган Фокс, девушка задействует свой потенциал процентов на двести или даже триста, и это не фигура речи. Потому что с первого взгляда никогда не поверишь, что она способна по-настоящему прочувствовать вверенного ей персонажа, разобраться во всех оттенках эмоций в каждую секунду каждой сцены, да потом эти эмоции столь же тонко передать.
В этом ей помогает природный дар, богатая мимика, и здесь Эмилия способна работать ничуть на уровне самого Джима Керри. Впрочем, и диапазон ее образов очень широк, не всегда и веришь, что один человек способен охватить вот это все. Один образ в «Игре престолов», другой — в последнем «Терминаторе», и совершенно не похожий на первые два в новой картине «До встречи с тобой». Искренне хочется надеяться, что она справится со своим талантом и не выгорит раньше времени, потому что потерять такое сокровище было бы трагедией для всего мирового кинематографа. И это снова не фигура речи, три года назад, если верить «Кинопоиску», у Кларк обнаружили аневризму головного мозга.
Персонаж Эмилии в фильме «До встречи с тобой» по-своему уникален, хотя на первый взгляд и кажется избитым. Девушка из простой семьи, вынужденная работать не в свое удовольствие и не в той сфере, где ей, возможно, хотелось бы, а там, где заплатят достаточно, чтобы прокормить себя, маму с папой и дедушку. Отработав шесть лет в кондитерской, она получает добрый и вежливый пинок под зад (на сей раз все-таки фигура речи) и устраивается ухаживать за симпатичным молодым человеком, который в результате травмы не может пошевелить ни ручками, ни ножками. Зовут персонажа Лу Кларк, и да, ее фамилия совпадает с фамилией актрисы. Девушка ведет себя по-доброму непосредственно, совершенно не считает нужным скрывать свои эмоции, мысли и порой манеры. Впрочем, ей это нисколько не вредит. Не потому, что это придает Лу какое-то особое обаяние, хотя-таки и не без этого. А потому, что в ее эмоциях, мыслях и манерах изначально нет ничего дурного. Как сказал отец главной героини «До встречи с тобой», у нее очень большое сердце. Она совершенно искренне ко всем относится «нормально», по ее собственному выражению. Такие люди всегда были вымирающим видом, очень хочется надеяться, что не только в книгах и в кино они еще окончательно не перевелись. Потому что человечеству как воздух нужны именно таки люди, а не эти ваши надуманные князья мышкины. При всем нашем почтении к Федору Михайловичу.
Бремя главного мужского персонажа выпало нести Сэму Клафлину, которого мы можем помнить по роли Финника из «Голодных игр». Здесь мы тоже видим стопроцентное попадание, еще более меткое, нежели в той подростковой антиутопии. Здесь нет того клоунского сарказма, и нет чередующихся с ним показных розовых соплей. Парень по имени Уилл Трейнор происходит из богатой семьи и, надо полагать, древнего рода, владеющего самым настоящим замком. Успешный бизнесмен и просто человек, страстно любящий жизнь, попадает под мотоцикл и в одночасье оказывается практически полностью обездвиженным. Его аристократизм не надуман, а абсолютно натурален. С аристократизмом столь же натурально соседствует фирменная английская ирония, порой перерастающая в легкое и аккуратное злословие. Но надо всеми этими замечательными качествами довлеет совершенно подавленное состояние духа, столь же безнадежное, как и его недуг. И если эти ихние авиценны когда-нибудь и научатся чинить спинной мозг, то столь подавленный и даже сломленный, растоптанный и сожженный в уютном английском камине дух не регенерировать никакими кашпировскими. Словом, диспозиция получается очень сложной.
Из несколько примелькавшихся актеров нельзя не отметить и Мэттью Льюиса, это тот самый «гадкий утенок» Невилл Долгопупс (черт бы побрал наших недопереводчиков!) из «Гарри Поттера», который внезапно переродился в симпатичного (девушкам виднее, конечно) накачанного мачо. Собственно, роль этакого мачо, только английского розлива, Мэттью и примерил на себя в фильме «До встречи с тобой». Здесь он вторая половинка нашей ненаглядной Лу-Эмилии Кларк, и зовут его Патрик. Патрик безраздельно помешан на спорте, и даже в качестве романтической поездки он предлагает девушке не Сейшеллы, не Париж и даже не Анталью. А Норвегию, где можно поучаствовать в триатлоне. Отменное предложение, если учесть, что Лу не любит заниматься бегом и ненавидит даже езду на велосипеде. Вот и возникает вопрос, почему же они, такие разные и явно не подходящие друг другу, встречались целых семь лет? По инерции? Пожалуй, такой долгой инерции не дают даже в Таллинне. Впрочем, и Патрик приятно удивил в этом фильме. Будучи, как мы уже сказали, совершенно помешанным на всех видах спорта сразу, подарив девушке безнадежно идиотский подарок на день рождения, он все равно каким-то непонятным образом умеет точно оценить ситуацию на любовном фронте. И даже сформулировать ее предельно четко и правильно в своих спортивных терминах.
И, наконец, отметим Чарльза Дэнса, 70-летний мэтр английского кино исполнил роль Стивена Трейнора, отца главного героя. Ничего запредельного в сценарии для этой роли не было, Чарльз традиционно фундаментален и флегматичен, большего от него и не требуется. И, надо полагать, Стивен обладает нечеловеческой силой воли, потому что он смог поддержать своего сына, когда тот сделал очень нелегкий выбор.
Собственно говоря, уделив так много внимания описанию персонажей, мы уже практически полностью рассказали вам, о чем этот фильм. Стоит прояснить только три вещи. Первая состоит в том, что главная героиня поставила перед собой очень сложную цель — помочь Уиллу снова полюбить жизнь, снова почувствовать себя человеком. Эта цель происходила не от идеализма, а имела под собой совершенно явные практические основания. И еще ей потребовалось найти в себе силы понять его, понять по-настоящему. Вторая вещь касается сложнейшей моральной проблемы, которая часто затрагивается современным европейским обществом, однако эту тему здесь развивать совершенно неуместно. И, наконец, третье. Не нужно сравнивать «До встречи с тобой» с французским фильмом «1+1», эти работы совершенно разные. У них совершенно разные задачи и совершенно разные позиции. При всей своей кажущейся схожести. Так о чем же фильм «До встречи с тобой»?
Высшую Научную Мораль данной картины можно сформулировать так: битва чувств и здравого смысла похожа на гражданскую войну, потому что и там, и там никогда не будет победителей. Идея очень глубокая, и дело даже не в современном европейском морализме, а в людях, которые оказываются в трудных ситуациях и находят в себе силы сделать тот или иной выбор. И при любом раскладе выбор каждого оказывается нелегким.
Засим позволим себе дать оценки фильму «До встречи с тобой».
- Актерская игра — 10 баллов.
- Постановка — 8 баллов.
- Сюжет — 9,5 баллов.
- Повод задуматься — 9 баллов.
На сей раз честно доверимся арифметике и получим в итоге 9,1 балла. На наш взгляд, совершенно заслуженная оценка.
Автор: Олег Федоров