Жесткий тип

10.11.2017

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

Новая постановка классического детектива Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» вышла на российские киноэкраны 9 ноября 2017 года. Ожидания от картины были весьма противоречивыми, но возьмем на себя смелость сказать, что они оправдались в полной мере, картина практически лишена недостатков.

Режиссерское кресло в «Убийстве в Восточном экспрессе» занял Кеннет Брана, неизменный поклонник Шекспира и постановщик нескольких потешных голливудских блокбастеров. Да, такое тоже случается, да, мастера тоже не брезгуют работать только за деньги. В анамнезе Браны числятся ряд академических шекспировских постановок, камерный детективный триллер «Сыщик», бессмысленный марвеловский «Тор», еще более идиотский «Джек Райан: Теория хаоса», невесть откуда взявшаяся диснеевская «Золушка» образца 2015 года, а также куча актерских работ в самых разных картинах вплоть до второго «Гарри Поттера». Словом, послужной список Кеннета Браны богат и пестр, но при всем своем разнообразии маэстро всегда каким-то чудом умудрялся держать марку, даже когда участвовал в откровенно помойных проектах.

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

Эта удивительная небрезгливость Кеннета Браны в отношении собственной профессии и породила некоторые сомнения в том, что выйдет из очередной постановки «Восточного экспресса». Сомнения еще более усугубились, когда вышли первые промо-материалы нового фильма, и мы увидели режиссера в образе. Да, в образе того самого Эркюля Пуаро. С огромными седыми усищами. Огромные седые усищи смотрятся у Пуаро несколько полемично. Возможно, наличие их объясняется предельно просто. Во-первых, не такие уж они и английские, вполне себе даже бельгийские. Во-вторых, они замечательно отвлекают зрителя от того, что по своим природным данным типичный англичанин Кеннет Брана с очень большим трудом может выдавать себя за низкорослого седеющего бельгийца, да еще и с яйцеобразной головой. Но кино, а особенно талантливое кино — это настоящая магия, и уже через 10-15 минут зритель полностью погружается в заэкранный мир и легко свыкается с блистательно отыгранным образом, который был создан режиссером и исполнителем главной роли.

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

Отступления от оригинального текста королевы детектива минимальны, здесь есть все, что запомнилось нам в книге. Вплоть до красного кимоно, расшитого драконом. Шекспир — театральный автор, а его ярый поклонник Брана — театральный режиссер в кино. Поэтому новая постановка «Убийства в Восточном экспрессе» по сути является киноспектаклем, который при наличии достаточно высокого бюджета (точную сумму нам выяснить пока не удалось) изрядно приправили компьютерной графикой. Сразу же успокоим тех, кто настроен скептически в отношении компьютерной графики, здесь она (и светофильтры) используется исключительно для создания нужной атмосферы. Для того, чтобы даже самый неискушенный зритель понял, почему и как сложилась текущая ситуация.

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

Кстати, неискушенный зритель в «Убийстве в Восточном экспрессе» является практически полноценным участником действа. Постановка адаптирована не только для тех, кто не удосужился прочитать оригинальный роман Агаты Кристи, но и для тех, у кого показатель IQ составляет от 50 до 69 баллов, то есть для полноценных клинических дебилов, у которых есть справка от врача. Как это обычно бывает, предельная простота подачи материала дается авторам произведения труднее всего. И, как это бывает очень редко, предельная, вплоть до адаптированной для дебилов простота нисколько не портит качество постановки в целом. Эта простота даже не выглядит желанием адаптировать материал, она просто расцвечивает сюжет, заставляет его играть более яркими, более живыми красками. Вот почему Кеннет Брана всегда остается мастером, даже когда снимает шпионские или марвеловские кинопомойки.

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

При этом стоит отметить, что легким не назовешь ни оригинальный литературный источник от королевы детективного жанра, ни его новое воплощение на большом экране. Более того, Брана остался шекспировским режиссером даже на территории Агаты Кристи. Здесь нашлось место и всепоглощающей трагедии (под стать принцу датскому), и пафосным сценам. Столь неожиданный стилистический симбиоз оказался еще более неожиданно органичным и убедительным. Мы лично наблюдали это на примере одного из зрителей в зале, который искренне проникся драматизмом истории. Зритель этот явно обладал весьма умеренным IQ, но свое высокое мнение об образе Эркюля Пуаро он выразил совершенно от души, конечно же, приправив реплику сочным матерком. Возможно, это и был лучший комплимент «Убийству в Восточном экспрессе», потому что на эстетствующих кинокритиков уже давно не обращают должного внимания.

Разумеется, все это было бы невозможным без блистательного актерского состава. «Убийство в Восточном экспрессе» показало, что главная ценность звездных дам и господ отнюдь не в их громких именах, а в том, что они по-настоящему талантливы.

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

По праву режиссера Кеннет Брана сразу же забил себе роль Эркюля Пуаро. Прочтение образа существенно отличается от традиционного, это не утонченный Дэвид Суше, не грубоватый Альберт Финни, не потусторонний Альфред Молина и даже не (глаза разбегаются в поиске прилагательных) Константин Райкин. Это совершенно новый Пуаро, который внезапно и, возможно, вопреки воле Агаты Кристи перестал быть картонным и превратился в живого человека, обладающего совершенно человеческими чувствами. И даже отнюдь не беззащитного. При этом Брана умудрился не скатиться в излишний реализм, четко пройдя по грани и выдержав изначальный образ. Стопроцентное попадание.

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

Роль убитого Рэтчетта взял на себя Джонни Депп, в очередной раз перевоплотившись до неузнаваемости. От традиционно ироничного Деппа здесь не осталось и следа, его Рэтчетт начисто лишен чувства юмора, он мрачен и опасен в каждом движении. Хотя в кадре на людей бросался вовсе и не он. Задолго до раскрытия его личности начинаешь почти физически ощущать, что этот господин таит в себе кучу пренеприятных историй, за которые убивают не только бандиты, но и честные, благопристойные граждане. Еще одно стопроцентное попадание.

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

Прекрасная Мишель Пфайффер столь же прекрасно справилась с ролью миссис Хаббард. Вначале мы видим совершенно беззаботную стареющую ТП, которая охотится на мужей со стремительно дряблеющей наживкой, ведет себя нарочито манерно, и все это для того, чтобы... И все это для того, чтобы в итоге преобразиться до неузнаваемости и, опять же, превратиться из картонной куклы в живого человека. Плюс очередное стопроцентное попадание в роль.

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

Не побоимся этого слова, настоящий Кобзон британской сцены Джуди Денч сыграла в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» княгиню Драгомирову. Исключительно дворянские манеры, запредельное богатство и огрубевшая со временем душевная организация не дали княгине ни единого шанса перестать быть картонным персонажем. Но даже при столь невероятных условиях задачи Джуди Денч сумела поставить свою роль так, что и картонная княгиня была чуть более чем полностью убедительной. И еще раз — стопроцентное попадание.

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

Приятно удивила даже молодая британская актриса Дейзи Ридли, которая, казалось бы, может позабыть об актерских навыках после участия в водевиле под названием «Звездные войны». Ан нет, есть еще порох в пороховницах, она отлично вписалась и в роль юной гувернантки, четко чередуя образ приличной девушки и, опять же, живого человека, способного на настоящие большие поступки. И тут сто процентов — в роль.

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

Такую же амбивалентную роль отлично отыграл Джош Гад, ему досталась партия личного бухгалтера у господина Рэтчетта. С одной стороны, Гад сыграл самого настоящего гада, который работает на самого настоящего подлеца, и даже в адрес своего нанимателя проделывает самые настоящие гадости. С другой стороны, и этот персонаж оказался не столь простым, он, как выяснилось, тоже живой человек, переживший личную человеческую драму. И способный на серьезные поступки. Стопроцентное попадание в роль? Конечно!

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

Как ни странно, по поводу попаданий в роль у нас осталось только одно сомнение. Как ни странно, это крупный голливудский актер Уиллем Дефо, который, казалось бы, не умеет играть плохо. Его роль фальшивого немецкого профессора, а потом частного детектива так и осталась очень уж безликой, и не совсем понятно, кто тому виной, актер, режиссер или сам персонаж.

В сухом остатке фильм «Убийство в Восточном экспрессе» рассказывает вот такую историю. В вагоне поезда, следующего из Стамбула в Кале, происходит убийство. Путешествующий в этом вагоне сыщик Эркюль Пуаро вынужден взяться за расследование этого преступления. По ходу следствия всплывают неожиданные подробности об убитом и обо всех пассажирах вагона.

Высшая Научная Мораль фильма «Убийство в Восточном экспрессе» не столь нова: когда на весах Фемиды оказываются не Добро и Зло, а Правосудие и Справедливость, нельзя, чтобы одна из чаш перевесила. Иначе плохо будет всем.

Убийство в Восточном экспрессе (Murder on the Orient Express)

Засим выставляем картине «Убийство в Восточном экспрессе» наши оценки по десятибалльной шкале.

  • Режиссерская работа: 10,05 балла
  • Актерская работа: 9,3 балла
  • Сценарий: 9,8 балла
  • Операторская работа: 9,5 балла

Не будем утопать в субъективизме, а спокойно посчитаем среднее арифметическое и присвоим «Убийству в Восточном экспрессе» совершенно заслуженные 9,7 балла. Это очень достойное кино!

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку