Ночные побегушки

26.08.2016

Ночные стражи

Совершенно непонятно зачем, но 25 августа 2016 года отечественный кинематограф торжественно даровал нам шедевральный блокбастер «Ночные стражи» про то, как органы правопорядка борются с упырями, оборотнями и прочей нечистью. Шикарность фильма просто зашкаливает. Здесь и далее много сарказма.

История фентези в российском кино горька и коротка. Фильмы в этом жанре появляются на экранах очень редко, и успешность их, к сожалению, в большинстве своем сомнительна. А поскольку успех в этом деле напрямую зависит от качества работы, то и грустной история отечественного фентези оказалась из-за него же, качества. В качестве положительного примера можно привести разве что бекмамбетовские «Дозоры». Авторы «Ночных стражей» поставили перед собой цель — догнать и перегнать. Выбили себе бюджет в размере 230 (двести тридцать) миллионов рублей, если верить «Кинопоиску». Догнали. И перегнали.

Ночные стражи

Режиссером данной работы совершенно неожиданно оказался литовец Эмилис Веливис, известный тем, что снял культовый литовский фильм «Зеро», даже два фильма. Первую и вторую часть. Это своего рода литовский аналог «Криминального чтива». Наверное, в каждой стране есть свое «Криминальное чтиво». Например, в России это балабановская дилогия «Брат» с Сергеем Бодровом-младшим, в Англии — «Карты, деньги, два ствола». А в Литве это «Зеро». И вот, литовский Тарантино Эмилис Веливис приехал в Россию снимать фентезийный блокбастер «Ночные стражи».

На первый взгляд смотрится все профессионально. Компьютерная графика, рукопашные бои с отлетающими на добрые пять метров соперниками, кровавая нежить, которая уклоняется от пуль. Красивые планы, контрастные картинки. Все настолько хорошо, что поневоле начинаешь задумываться, так что же в этом кино все-таки не так? А явно что-то не так. Неоправданно затянутые диалоги ни о чем, не имеющие объяснения события, невнятная игра актеров.

И даже удивительно, почему хорошие харизматичные актеры выглядят так невнятно, ведь играть-то они умеют. И стоит присмотреться к тому или иному человеку на экране, как понимаешь, что играет он хорошо, правдоподобно. Но все что-то как-то не складывается. А дело вот в чем. Задача режиссера при съемке фильма — сначала самому понять, что он хочет снять. Понять, что и как хочет показать зрителю, заставить зрителя сопереживать. Это возможно только тогда, когда у себя в голове режиссер создает целый мир, с началом и концом, с настоящими целостными людьми, когда режиссер чувствует каждого персонажа, сочувствует ему и как следствие понимает логику его слов и поступков.

Ночные стражи

Длина дубля в современном кино редко превышает две-три минуты. Из этих дублей и строится мир, который открывает нам режиссер. Но лишь когда этот мир существует. Если режиссер не потрудился пропустить материал через себя, то дубли никогда не уложатся один к другому, не образуют единой картины из мелкой мозаики, и фильм рассыплется на глазах. Как хорошо, что все это не о «Ночных стражах»!

Плохо, когда актеры играют каждый свою роль, не обращая внимания на партнеров по кадру. Фильм становится целостным, если актеры играют не сами по себе, а исполняют свои партии в общей симфонии. Тогда персонажи оживают, и зритель начинает сопереживать происходящему на экране.

Плохо, когда авторы фильма не понимают, где следует прибегать к спецэффектам, а где не следует. Плохо, когда авторы фильма ничего не слышали о боевой хореографии. Современные методы съемки — это только инструмент, помогающий автору реализовать задуманное, если, конечно, что-то вообще изначально задумывается. Когда начинается рукопашный бой, зрителю нужно показать каждое движение в схватке, зрителю нужно понять, как именно соперники друг друга мутузят, если уж боевую сцену вообще начали снимать. А если ее показывают не особо связанными между собой нарезками, то зачем было начинать? Славно, что «Ночные стражи» не таковы!

Ночные стражи

На худой конец, если не удалось добиться хотя бы чего-то из вышеперечисленного, то сухой материал, сама история должна иметь логический строй, а не огорошивать людей по эту сторону экрана своей нелепостью. Вот такой пример. Главный герой оказался в крайне сложной ситуации, ему необходимо спасти главную героиню, ему нужна помощь, без нее никуда. И он зовет на помощь чаровницу, которая ранее ему эту помощь предлагала. Что же она ему отвечает? «Иди и спаси ее!» То есть человек обращается за помощью, а ему отвечают, что он должен пойти и сделать все сам. И пафосная речь минуты на три, конструктором собранная из всех фентезийных боевиков понемногу. Нет-нет, мы не о «Ночных стражах», «Ночные стражи» совершенны и великолепны!

Об актерской игре говорить трудно, материал и режиссерская задумка не подразумевали, что на съемочной площадке будут реализовываться вершины актерского мастерства, этого в планах с самого начала просто не было. Всяк играл по-своему, хотя и с полной отдачей.

Ночные стражи

Главная роль досталась Ивану Янковскому, 25-летнему внуку великого Олега Ивановича и сыну Филиппа Олеговича. От деда парню перешла в наследство мужественная внешность и некая харизма. Иван играет Пашу Курьера, простого парня, который неожиданно оказывается втянут в мир сверхъестественного, где за нечистью надзирает Федеральная Служба Защиты, отдел «Н». За полтора дня обычный курьер овладевает навыками российских «людей в черном» (честное слово, он так и сказал). И в конце совершает настоящий подвиг. Гвозди бы делать из этих людей, как говорил поэт.

Ночные стражи

Главную героиню «Ночных стражей» сыграла Любовь Аксенова. Ее персонажа зовут Лана, сначала она певица, а потом — упыриха из древнего рода. Да, упыриха. В фильме так и сказали: «Это в кино вампиры. А у нас — упыри». Упыриху она играла самозабвенно, то пугалась, то нежно целовала главного героя, а иногда даже бегала и прыгала, раздавая злодеям затрещины.

Наконец, роль наставника Паши Курьера исполнил Леонид Исаакович Ярмольник, непонятно как оказавшийся в этом шедевре мирового кинематографического искусства. Его герой носит гордое имя Майор Гамаюн. Про Майора можно сказать одно. В самой яркой сцене фильма он берется за пулемет Гатлинга и начинает расстреливать упырей прямо в вагоне метро. Под песню «Я шагаю по Москве». Упырей было три. Один спрятался за сиденье, и пулемет Гатлинга его не достал. А остальные два выжили. Это следует квалифицировать как гуманное обращение с упырями.

Ночные стражи

Справедливости ради приведем краткое содержание фильма. Паша работает курьером. В гостинице он встречает поп-звезду Лану, которую видел во сне. Он решает ей помочь, хотя она его об этом не просила и вообще в первый раз видит. Лана принадлежит к древнему роду упырей. Трио профессиональных упырей на нее нападает, Паша случайно убивает одного из них. Впервые за последние 140 лет человек убивает упыря. За это курьера переквалифицируют в сотрудника Федеральной Службы Защиты. Двое уцелевших упырей продолжают охоту на Лану. Федеральная Служба Защиты опережает упырей и задерживает Лану ради ее безопасности. Однако упыри оказываются хитрее и похищают Лану. Ее участие требуется, чтобы самый злой упырь стал самым сильным и великим упырем. Для этого нужно, чтобы его кровь объединилась с кровью Ланы во время солнечного затмения. Но Паша находит Лану, убивает самого злого упыря и не дает сему стать самым сильным и великим. Финал рассказывать не будем, там небольшой спойлер. А потом финальные титры.

Про Высшую Научную Мораль говорить не приходится вовсе. Не тот случай.

Ночные стражи

Итак, выставляем наши скромные оценки отечественному фентезийному блокбастеру «Ночные стражи» по десятибалльной шкале.

  • Сценарий
  • Режиссура
  • Актерская игра
  • Техническая реализация.

Давайте так. По огромному блату поставим «Ночным стражам» 2,3 балла только затем, чтобы больше его не видеть.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку