Ночные побегушки
Совершенно непонятно зачем, но 25 августа 2016 года отечественный кинематограф торжественно даровал нам шедевральный блокбастер «Ночные стражи» про то, как органы правопорядка борются с упырями, оборотнями и прочей нечистью. Шикарность фильма просто зашкаливает. Здесь и далее много сарказма.
История фентези в российском кино горька и коротка. Фильмы в этом жанре появляются на экранах очень редко, и успешность их, к сожалению, в большинстве своем сомнительна. А поскольку успех в этом деле напрямую зависит от качества работы, то и грустной история отечественного фентези оказалась из-за него же, качества. В качестве положительного примера можно привести разве что бекмамбетовские «Дозоры». Авторы «Ночных стражей» поставили перед собой цель — догнать и перегнать. Выбили себе бюджет в размере 230 (двести тридцать) миллионов рублей, если верить «Кинопоиску». Догнали. И перегнали.
Режиссером данной работы совершенно неожиданно оказался литовец Эмилис Веливис, известный тем, что снял культовый литовский фильм «Зеро», даже два фильма. Первую и вторую часть. Это своего рода литовский аналог «Криминального чтива». Наверное, в каждой стране есть свое «Криминальное чтиво». Например, в России это балабановская дилогия «Брат» с Сергеем Бодровом-младшим, в Англии — «Карты, деньги, два ствола». А в Литве это «Зеро». И вот, литовский Тарантино Эмилис Веливис приехал в Россию снимать фентезийный блокбастер «Ночные стражи».
На первый взгляд смотрится все профессионально. Компьютерная графика, рукопашные бои с отлетающими на добрые пять метров соперниками, кровавая нежить, которая уклоняется от пуль. Красивые планы, контрастные картинки. Все настолько хорошо, что поневоле начинаешь задумываться, так что же в этом кино все-таки не так? А явно что-то не так. Неоправданно затянутые диалоги ни о чем, не имеющие объяснения события, невнятная игра актеров.
И даже удивительно, почему хорошие харизматичные актеры выглядят так невнятно, ведь играть-то они умеют. И стоит присмотреться к тому или иному человеку на экране, как понимаешь, что играет он хорошо, правдоподобно. Но все что-то как-то не складывается. А дело вот в чем. Задача режиссера при съемке фильма — сначала самому понять, что он хочет снять. Понять, что и как хочет показать зрителю, заставить зрителя сопереживать. Это возможно только тогда, когда у себя в голове режиссер создает целый мир, с началом и концом, с настоящими целостными людьми, когда режиссер чувствует каждого персонажа, сочувствует ему и как следствие понимает логику его слов и поступков.
Длина дубля в современном кино редко превышает две-три минуты. Из этих дублей и строится мир, который открывает нам режиссер. Но лишь когда этот мир существует. Если режиссер не потрудился пропустить материал через себя, то дубли никогда не уложатся один к другому, не образуют единой картины из мелкой мозаики, и фильм рассыплется на глазах. Как хорошо, что все это не о «Ночных стражах»!
Плохо, когда актеры играют каждый свою роль, не обращая внимания на партнеров по кадру. Фильм становится целостным, если актеры играют не сами по себе, а исполняют свои партии в общей симфонии. Тогда персонажи оживают, и зритель начинает сопереживать происходящему на экране.
Плохо, когда авторы фильма не понимают, где следует прибегать к спецэффектам, а где не следует. Плохо, когда авторы фильма ничего не слышали о боевой хореографии. Современные методы съемки — это только инструмент, помогающий автору реализовать задуманное, если, конечно, что-то вообще изначально задумывается. Когда начинается рукопашный бой, зрителю нужно показать каждое движение в схватке, зрителю нужно понять, как именно соперники друг друга мутузят, если уж боевую сцену вообще начали снимать. А если ее показывают не особо связанными между собой нарезками, то зачем было начинать? Славно, что «Ночные стражи» не таковы!
На худой конец, если не удалось добиться хотя бы чего-то из вышеперечисленного, то сухой материал, сама история должна иметь логический строй, а не огорошивать людей по эту сторону экрана своей нелепостью. Вот такой пример. Главный герой оказался в крайне сложной ситуации, ему необходимо спасти главную героиню, ему нужна помощь, без нее никуда. И он зовет на помощь чаровницу, которая ранее ему эту помощь предлагала. Что же она ему отвечает? «Иди и спаси ее!» То есть человек обращается за помощью, а ему отвечают, что он должен пойти и сделать все сам. И пафосная речь минуты на три, конструктором собранная из всех фентезийных боевиков понемногу. Нет-нет, мы не о «Ночных стражах», «Ночные стражи» совершенны и великолепны!
Об актерской игре говорить трудно, материал и режиссерская задумка не подразумевали, что на съемочной площадке будут реализовываться вершины актерского мастерства, этого в планах с самого начала просто не было. Всяк играл по-своему, хотя и с полной отдачей.
Главная роль досталась Ивану Янковскому, 25-летнему внуку великого Олега Ивановича и сыну Филиппа Олеговича. От деда парню перешла в наследство мужественная внешность и некая харизма. Иван играет Пашу Курьера, простого парня, который неожиданно оказывается втянут в мир сверхъестественного, где за нечистью надзирает Федеральная Служба Защиты, отдел «Н». За полтора дня обычный курьер овладевает навыками российских «людей в черном» (честное слово, он так и сказал). И в конце совершает настоящий подвиг. Гвозди бы делать из этих людей, как говорил поэт.
Главную героиню «Ночных стражей» сыграла Любовь Аксенова. Ее персонажа зовут Лана, сначала она певица, а потом — упыриха из древнего рода. Да, упыриха. В фильме так и сказали: «Это в кино вампиры. А у нас — упыри». Упыриху она играла самозабвенно, то пугалась, то нежно целовала главного героя, а иногда даже бегала и прыгала, раздавая злодеям затрещины.
Наконец, роль наставника Паши Курьера исполнил Леонид Исаакович Ярмольник, непонятно как оказавшийся в этом шедевре мирового кинематографического искусства. Его герой носит гордое имя Майор Гамаюн. Про Майора можно сказать одно. В самой яркой сцене фильма он берется за пулемет Гатлинга и начинает расстреливать упырей прямо в вагоне метро. Под песню «Я шагаю по Москве». Упырей было три. Один спрятался за сиденье, и пулемет Гатлинга его не достал. А остальные два выжили. Это следует квалифицировать как гуманное обращение с упырями.
Справедливости ради приведем краткое содержание фильма. Паша работает курьером. В гостинице он встречает поп-звезду Лану, которую видел во сне. Он решает ей помочь, хотя она его об этом не просила и вообще в первый раз видит. Лана принадлежит к древнему роду упырей. Трио профессиональных упырей на нее нападает, Паша случайно убивает одного из них. Впервые за последние 140 лет человек убивает упыря. За это курьера переквалифицируют в сотрудника Федеральной Службы Защиты. Двое уцелевших упырей продолжают охоту на Лану. Федеральная Служба Защиты опережает упырей и задерживает Лану ради ее безопасности. Однако упыри оказываются хитрее и похищают Лану. Ее участие требуется, чтобы самый злой упырь стал самым сильным и великим упырем. Для этого нужно, чтобы его кровь объединилась с кровью Ланы во время солнечного затмения. Но Паша находит Лану, убивает самого злого упыря и не дает сему стать самым сильным и великим. Финал рассказывать не будем, там небольшой спойлер. А потом финальные титры.
Про Высшую Научную Мораль говорить не приходится вовсе. Не тот случай.
Итак, выставляем наши скромные оценки отечественному фентезийному блокбастеру «Ночные стражи» по десятибалльной шкале.
- Сценарий
- Режиссура
- Актерская игра
- Техническая реализация.
Давайте так. По огромному блату поставим «Ночным стражам» 2,3 балла только затем, чтобы больше его не видеть.
Автор: Олег Федоров