Под покровом общества

09.12.2016

Под покровом ночи (Nocturnal Animals)

Фильм «Под покровом ночи» режиссера Тома Форда вышел в российский прокат 8 декабря 2016 года. Отнюдь не сюрприз, что мы получили ленту, близкую к принадлежности к Высокому Искусству, здесь много иносказаний, недосказанностей и загадок для мыслящего зрителя. Или просто прикольная история для тех, кто не хочет напрягаться.

Режиссером картины «Под покровом ночи» стал американский режиссер Том Форд. В режиссерское кресло люди попадают по-разному. Кто-то прежде был сценаристом, кто-то раньше был актером, кто-то трудился монтажером, а Том Форд до прихода в большое кино и подавно был модельером, целых десять лет он работал на Gucci. Данная картина оказалась всего лишь второй в его творчестве, первой была сложная гомосексуальная драма «Одинокий мужчина». Свою новую работу он все-таки посвятил традиционным любовным отношениям, мужчине и женщине. Впрочем, довольно о скользкой теме «альтернативных» форм любви, все нижесказанное к этой теме не относится.

Не будем ходить вокруг да около, данная работа — смачный плевок в лицо устоявшимся традиционным общественным ценностям, какими их видит современная цивилизация. Однако автор это афиширует только один раз, на начальных титрах картины. Да, пока идут начальные титры, нам со смаком показывают эротические танцы старых, уродливых и жирных голых баб. Других прилагательных тут не употребишь, автор сделал все, чтобы зритель думал именно так. И именно так он относится к общественным стереотипам, по его мнению, они старые, уродливые и жирные. Дальше начинается сама картина, и эти бабы оказываются частью выставки в галерее современного искусства. Выставка закроется, а люди останутся жить в мире, где эти ценности властвуют безраздельно.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals)

Традиционные ценности со временем меняются, хотя и не очень быстро. И параллельно с ними всегда существует протест против такого подхода к жизни. О чем речь? Да все очень просто, мы это слышим на каждом углу и от каждого советчика: закончи престижный ВУЗ, найди правильную работу, имей серьезные устремления, ответственно подойди к выбору своего будущего. Роди дом, посади сына, построй дерево. Очень хорошие, очень правильные слова. Как и многие другие мысли, но только если не возводить их в абсолют, не ставить их на пьедестал, а время от времени сверяться с ними как с одним из ориентиров. Ведь если стрелка компаса всегда указывает на север, то отнюдь не обязательно всегда и во всем идти только на север. В полном обороте 360 градусов, градусы делятся на минуты, а минуты — на секунды. Каждый выбирает свое направление, важно, чтобы человек при этом действовал продуманно, чтобы он знал, что делает. А если тупо идти только на север, то рано или поздно достигнешь полюса и замерзнешь на нем, потому что других направлений движения ты знать уже не будешь.

Романтичная молодая девушка случайно встретила своего одноклассника в чужом и большом городе. В школе они любили друг друга, но ни один из них как-то не решался в этом признаться. Чужие и большие города раскрепощают людей, помогают им завязывать отношения и создавать семьи. Девушка очень не любила, что ее мать всегда принадлежала к категории граждан, исповедующих традиционные ценности. А ее молодой муж всегда искал и находил свою собственную дорожку, по которой он хотел пойти. В итоге девушка оказалась романтичной и независимой только на словах, а на деле бросила своего начинающего писателя всего через два года, предпочтя ему писаного красавца, у которого всегда и все получается. Ну, или не совсем всегда. Ну, или не совсем все. Или даже ничего не получается. А у нее как у натуры возвышенной в отличие от мужниного большого бизнеса оказалась галерея современного искусства, где выставляли старых и уродливых голых баб, да чучела парнокопытных, пронзенные десятками стрел. Возможно, иногда отправляли свои естественные потребности в консервные банки и продавали плоды такого творчества по 30 тысяч долларов за банку. Высокое современное искусство для ценителей, которые не знают, что и как они ценят. И достойная работа для почти разорившейся бездарной курицы, которой потребовались еще 19 лет, чтобы понять, что она прожила не свою жизнь, а мамину.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals)

А ведь первый, который молодой, муж говорил ей, что у мамы грустные глаза. Почему? Потому что и мама оказалась бездарной курицей, напрасно потратившей всю свою никчемную, но обеспеченную жизнь. Да и наша главная героиня, просидев целый вечер в дорогом ресторане в полном одиночестве в ожидании давно потерянного первого мужа, посмотрит в унитаз жизни, окончательно распрощается со своим идеальным Я и решительно нажмет на сливной бачок. А года через два с чувством собственного достоинства будет читать высокомерные нравоучения уже своей дочери, пытающейся вырваться из цепких и беспощадных лап традиционных ценностей. И дочь ее будет ждать та же жалкая участь.

И ее дочь тоже бросит своего теперешнего молодого человека, с которым она так эстетично возлежала с голой попой, и найдет очередного успешного красавчика, который будет прятаться от нее в дорогих отелях с длинноногими потаскушками. Длинноногие потаскушки в дорогих отелях втайне от жены — это тоже часть традиционных ценностей. Да бросьте, ничего такого нового я вам не сказал, вы и сами это прекрасно знаете. Когда живешь традиционными ценностями, мозги постепенно атрофируются за ненадобностью, и все труднее становится удерживать свои гениталии под одеждой. Последний всплеск мозговой активности приходит только через 19 лет, чтобы с грустью посмотреть в унитаз жизни, окончательно распрощаться со своим идеальным Я и решительно нажать на сливной бачок — а дальше все по накатанной, останется только делать преисполненное достоинства лицо, читать нравоучения взрослеющим детям и упорно идти на север, точнехонько по стрелке компаса. Для этого думать уже не потребуется. И да, это звучит еще не слишком жестко, в фильме «Под покровом ночи» автор предложил нам куда более суровую метафору про трех насильников и убийц.

К слову, хочется в очередной раз передать привет нашим дорогим отечественным локализаторам за очередной вольный, но, надо полагать, очень продающий перевод названия фильма. Дело в том, что Nocturnal Animals переводится как «Ночные животные», а не «Под покровом ночи». Ну да, им же лучше знать, как должен называться фильм. Куда уж до них режиссеру Тому Форду! Впрочем, пора обратиться к актерскому составу картины.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals)

Главная роль, роль писателя и одновременного главного героя написанного им романа, досталась Джейку Джилленхолу. В его карьере попадались сильные и слабые фильмы, а вот слабых ролей не было при любом раскладе, он всегда знает, как нужно попадать в свою роль, как надо ее вести и как вытягивать, если потребуется. И делает он это как-то легко, без фантастических ужимок, очень естественно, словно так все и должно быть. Два его персонажа в фильме «Под покровом ночи» очень похожи друг на друга, а если принять за истину теорию параллельных миров, то это запросто может быть один и тот же человек. Да, он слаб и почти беззащитен, он не всегда находит в себе силы сделать то, что требуется. Но при этом его герои во всех случаях знают, как поступить правильно, и в этом ошибок они не совершают. Надо полагать, историей этих двух персонажей режиссер хотел показать нам, что иногда обстоятельства оказываются сильнее нас. Хотя соглашаться с этим очень больно.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals)

А формальную главную роль исполнила Эми Адамс. В одном из недавних, но очень многочисленных своих интервью, посвященных картине «Под покровом ночи», она намекнула, что не до конца понимает, о чем этот фильм. И это тоже правильная находка режиссера. Несмотря на бездонные голубые глаза, эта женщина далеко не дура, и надо было очень постараться, чтобы поставить ее в тупик относительно фильма, в котором она играет. Но чтобы роль при этом была сыграна правильно. Расчет оказался верным. Играя с нами в кошки-мышки, режиссер ведет повествование как бы от лица Сьюзен Морроу, героини Эми Адамс. Это такой добрый, светлый и правильный, но немного уставший человечек, который как бы запутался и как бы ностальгирует. Ее героиня получает рукопись новой книги первого мужа и пропускает его историю через себя, много думает, рефлексирует и понимает, что ее все еще тянет к бывшему супругу, о котором она была готова отзываться скорее как об ошибке молодости. Но обстоятельства в лице бывшего супруга оказываются сильнее нее.

Бугага! Так ей и надо, бездарной курице! Назначила бывшему мужу свидание, пока муж теперешний в отъезде развлекался с очередной профурсеткой, получила подтверждение, что бывший обязательно придет, начистила перышки, надела красивое зеленое платье с вырезом, чтобы соблазнительно подчеркнуть два своих «высших образования». И просидела как дура в кабаке до самого его закрытия. А он так и не пришел. Будем надеяться, что унитаз жизни она в итоге отыскала. Возможно, им и стал этот дорогой ресторан.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals)

Еще один шикарный персонаж из фильма «Под покровом ночи» — Рэй Маркус, гениально сыгранный Пипцом Аароном Тейлор-Джонсоном. Рэй воплощает абсолютное зло, он один из персонажей книги, которую весь фильм читает героиня Эми Адамс. Это он старший в банде из трех человек, той самой банде, которая похищает жену и дочь альтер эго главного героя, насилует их и жестоко убивает, цинично выставив их голые трупы напоказ. Когда полиция задерживает его, он бескомпромиссно отвергает все обвинения, давит на то, что улик в его деле недостаточно. И столь же бескомпромиссно сознается в содеянном, оставшись один на один с ошалевшим от горя мужчиной, лишившимся жены и дочери. Он не просто не раскаивается, он гордится этим. И еще упоминает одну очень интересную вещь. Он не любит, когда его обвиняют в чем-то страшном. И если эти обвинения незаслуженны, то он из мести непременно их воплощает в реальность.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals)

И, наконец, нельзя не упомянуть еще одного важного персонажа. Это лейтенант полиции Бобби Андес, сыгранный блистательным Майклом Шенноном. Роль в фильме «Под покровом ночи» для Майкла привычная. Он суров, некрасив, жёсток и жесток. Он выходит на след преступников и не останавливается ни перед чем, чтобы их покарать. Он болен раком легких с метастазами, а значит, терять ему уже нечего, можно исполнять предначертанное, невзирая ни на кого и ни на что. Это своего рода фрейдовское Сверх-Я для персонажей Джилленхола. Он доводит до конца то, на что герои Джилленхола не решаются, будучи изначально слабыми людьми. И в этом неизлечимая болезнь оказывается очень удобным инструментом и оправданием справедливому беззаконию.

Теперь же обратимся к сухой истории, изложенной в фильме «Под покровом ночи». Скучающая и почти разоренная владелица галереи искусств получает по почте рукопись романа, написанного ее бывшим мужем. Роман изобилует насилием и печалью. В нем мужчина, женщина и их юная дочь ночью на автотрассе подвергаются нападению трех отморозков, которые похищают женщину и девушку, насилуют их и убивают. По неведомому стечению обстоятельств муж остается в живых.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals)

Он обращается в полицию. Расследование и поиск преступников занимают больше года. Потом их находят и задерживают. Первого убивают при задержании. Второго уже почти готовы отдать под суд. А третьего, самого страшного и жестокого, за недостаточностью улик приходится выпустить на свободу. Тогда муж и отец погибших, заручившись поддержкой полицейского, который вел это дело, берет правосудие в свои руки. Полицейский убивает одного задержанного, а муж и отец — другого, самого отмороженного. Однако в последний момент отморозок умудряется нанести сопернику тяжелую травму, из-за которой тот слепнет. Переступив через труп врага, он выходит на улицу и случайно стреляет в самого себя, после чего умирает.

Роман производит на бывшую жену писателя сильное впечатление, и она начинает искать с ним встречи. Они договариваются увидеться в ресторане, она весь вечер ждет его за столиком, но он так и не появляется.

Высшую Научную Мораль фильма «Под покровом ночи» сформулируем так: старайся не слушать советов относительно того, как тебе жить, у тебя своя голова на плечах, и только ты должен принимать все решения, которые касаются тебя. Иначе рискуешь прожить впустую.

Под покровом ночи (Nocturnal Animals)

Наконец, выставляем картине «Под покровом ночи» наши скромные оценки:

  • Режиссерская работа: 9,4 балла
  • Сценарий: 10 баллов
  • Операторская работа: 9,6 балла
  • Актерская игра: 9,5 балла.

В среднем арифметическом получаем очень серьезные 9,6 балла, на наш взгляд, совершенно заслуженная оценка. Если вы любите фильмы, заставляющие задуматься, то лента «Под покровом ночи» снята специально для вас, и пропустить поход в кино на эту картину было бы настоящим преступлением.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку