Притяжение гопников к пришельцам

27.01.2017

Притияжение

Фантастическая драма Федора Бондарчука «Притяжение» дебютировала на российских (к слову, одновременно и на китайских тоже) экранах 26 января 2017 года. Невзирая на обилие скептицизма в отношении данной работы, кино получилось более чем приличным и заметно превзошло наши ожидания.

В очередной раз отметим, что скептицизм в отношении российского кинематографа, к нашему великому сожалению, все еще обоснован. Примеров тому можно привести настолько много, что перечислить контрпримеры куда проще. С другой стороны, режиссером блокбастера «Притяжение» стал Федор Бондарчук, режиссерская ипостась которого на поверку оказалась еще сильнее, нежели актерская. Соответственно, и режиссерские его работы отличаются высоким профессионализмом в постановке, способностью доносить до зрителя глубокие мысли самыми простыми словами и, в конце концов, талантом ставить по-настоящему яркое и запоминающееся кино.

Среди работ Бондарчука как режиссера числятся «9 рота», дилогия «Обитаемый остров» и самый коммерчески успешный в истории российского кино «Сталинград». Если не считать наивной постановки по Стругацким, то придраться практически не к чему. Да и в «Обитаемом острове» с кинематографической точки зрения все было хорошо, кроме слабого исходного материала. Ну да, большинству еще запомнился розовый танк. И только он. Как раз этому самому Большинству как философской единице и посвящен новый фильм Федора «Притяжение».

Сначала о грустном, о тех моментах, которые нам показались слабыми местами в данной работе. Во-первых, это порою провисающий сюжет. Согласно легенде, сценарий картины переписывался чуть ли не 60 раз, возможно, из-за этого глаза создателей картины и несколько, что называется замылились. Однако в этих провисаниях сюжета мы все равно узнаем о героях картины что-то новое, поэтому избежать их, возможно, и не получилось бы. Разве что сделать чуть более яркими и запоминающимися. К тому же после этих провисаний картина набирала такой яростный темп и такие мощные эмоциональные обороты, что неяркие моменты уже и не казались таковыми, и мы были готовы их простить.

А вот вторая наша претензия огорчает куда сильнее. Фильм «Притяжение» был сертифицирован для показа в формате IMAX, и мы не смогли отказать себе в удовольствии посмотреть работу именно в этом формате, да еще и с 3D. Формат IMAX — это не только почетное право, но и большая ответственность. Однако у «Притяжения» оказались серьезные проблемы с 3D, настолько серьезные, что если вы предпочтете посмотреть новое творение Бондарчука в традиционном плоском формате, то не потеряете почти ничего. И попутно сэкономите на шоколадку. До экспертов в области кинематографа нам еще очень далеко, однако глаза не обманешь. В классическом понимании 3D-фильмы снимаются двумя камерами одновременно, по отдельному видеоряду для каждого глаза. В этом случае на экране появляется полноценный и непрерывный эффект глубины, настоящая перспектива и ощущение полного погружения в заэкранную реальность.

В случае с «Притяжением» подавляющее большинство сцен представляет собой одну плоскую картинку, которая как будто находится чуть ближе второй плоской картинки. Если пренебрежете нашим советом и посмотрите-таки эту картину в формате 3D, обратите внимания на этот контраст: жалкое подобие трехмерной картинки на протяжении почти всего фильма и настоящая глубина кадра в сцене на концерте. Эффект искусственного наложения плоских картинок друг на друга возможен в случае, когда картина изначально снималась на одну обычную «плоскую» камеру, а потому фильм был конвертирован в 3D. Причем конвертирован исключительно формально с препоганым результатом. В русском языке для такого подхода к работе есть одно очень подходящее слово. Как же оно там?.. Точно. Халтура! О том, что фильм не был снят в 3D-формате, а конвертирован искусственно, свидетельствует и тот факт, что на эту самую плоскую картинку впоследствии были наложены компьютерные элементы с настоящей объемной перспективой. В частности, черные частички пепла, летающие над московским Чертаново. Когда никакого пожара и в помине не было. Если в этих частичках пепла и был какой-то смысл, то разве что оправдаться за поганое 3D.

К счастью, остальные технические моменты в фильме «Притяжение» оказались на высоте. Качественный глубокий звук, добротно прорисованная компьютерная графика. И классная музыка. От композитора, посмотревшего фильм Кристофера Нолана «Начало». Вторичность, но простительная. После 2010 года похожая музыка звучит в каждом пятом фильме с высоким бюджетом. Впрочем, вернемся к художественной ценности «Притяжения», а она весьма высока.

Притияжение

В ранее вышедших рецензиях на «Притяжение» нам попадались весьма неожиданные мнения, а если сказать честно и открыто — в умах кинокритиков данная картина породила настоящий паноптикум, выставку глупости и самоутверждения. Нормальные устремления, человеческие. Ответственно заявляем, в этой картине нет антироссийской пропаганды, даже если отсматривать каждый кадр через микроскоп. Единственное, чем «Притяжение» провинилось перед этими товарищами — действие действительно происходит в России. Хотя весь этот человеческий негатив, который будоражит ум внимательного и хоть сколько-нибудь думающего зрителя, был бы в точности таким же, происходи все эти события в Норвегии, Греции, США, Саудовской Аравии или Индонезии. Ответственно заявляем, это не фильм про гопников и вырожденцев. Гопники и вырожденцы — исключительно художественное средство, помогающее донести (ну, хотя бы попытаться) главную идею до зрителя. В процентном отношении в России их ничуть не больше, чем, скажем, в Германии, Испании, Демократической Республике Конго или в Аргентине. На самом деле фильм «Притяжение» рассказывает о том, что нет в человеческой природе больших трагедий, чем комплексы собственной неполноценности и стадный инстинкт.

Да, в Чертаново, в густонаселенном районе Москвы (378 758 человек на 2016 год, если верить «Википедии»), падает с неба гигантский космический корабль. Да, при этом погибают около двухсот человек, это настоящая трагедия. Да, нервы у всех на пределе, и Министерство обороны предпринимает определенные действия, чтобы не спровоцировать межпланетный конфликт и, вместе с тем, успокоить граждан, помочь им пережить этот ужасный инцидент. Однако так называемое народное восстание поднимается отнюдь не по этой причине. А из-за того, что хорошая девочка, старшеклассница, совсем еще ребенок и дочь военного офицера, сошлась с плохим мальчиком, классическим «пацаном с раёна».

Под «хорошей девочкой» мы понимаем не происхождение, а природную способность оценивать людей по поступкам, принимать участие в судьбах своих близких, помогать людям (и не обязательно именно людям), когда они оказываются в беде. И, в конечном итоге, оценивать ситуацию, исходя из объективных обстоятельств и исходных понятий о добре и зле, а не из общественного мнения и раз и навсегда усвоенных стереотипов, которые вызывают в человеческой особи (именно человеческой особи, называть такое человеком несколько брезгливо) запрограммированную реакцию и избавляют эту особь от необходимости слушать голос разума. То есть думать.

А под «плохим мальчиком» мы подразумеваем социальную единицу, настолько сильно привыкшую жить базовыми природными и социальными инстинктами, настолько проникшуюся духом человеческого стада (то есть общества в самом низком его проявлении), что эта самая социальная единица оказывается примером и образцом подражания для себе подобных.

По сути, происхождение двух этих персонажей играет исключительно опосредованную и иллюстративную роль. Ведь есть на этом свете девчонки в «адидасе» и с бутылкой пива в руке, способные на настоящие, большие поступки. И есть на этом свете настоящие негодяи с отличными родословными и хорошим образованием. Такими негодяями теперь пестрят заголовки новостных лент.

И вот, происходит конфликт. Девочка сходится с молодым человеком, который сильно отличается от того, кому она еще сегодня клялась в любви. И неожиданно для самой себя осознает, что этот новый молодой человек является принципиально иной личностью, чем-то более высоким и правильным. Личностью, какой и должен быть всякий нормальный человек. Не выдающийся, не героический, а просто всякий нормальный человек. Возможно, не лишенный некоторых недостатков, но способный понимать, что происходит вокруг него, и способный принимать адекватные решения, исходя из конкретной ситуации. К сожалению, этот молодой человек оказывается жителем другой планеты.

Когда гопник узнает о смене амурной диспозиции, он вместе со своими друзьями, еще большими ничтожествами, нападает на новообразованную парочку. Избивает пришельца, но до определенного момента не встречает с его стороны никакого сопротивления. Пришелец, доселе практически лишенный всяких эмоций, приходит в ярость только тогда, когда несостоявшийся герой-любовник отвешивает своей бывшей зазнобе звонкую оплеуху.

Притияжение

Так почему же наш родной чертановский гопник ведет себя так агрессивно? Из ревности? Ах, оставьте, ревность — это даже не повод, это эвфемизм, искусственно выведенное понятие, за которым скрывается внезапное осознание собственной неполноценности и несостоятельности, а это отрезвление, в свою очередь, вызывает в человеческой особи непреодолимую ярость. И в конце фильма мы это видим без прикрас, прямым текстом.

А что же чертановский гопник делает дальше? Правильно, он обращается к своему главному таланту. Механизм здесь следующий. Существует локальная социальная группа, в которой установлены некоторые неписаные законы, некий свод правил, следование которым в данной социальной группе почитается за безусловное благо. Представитель этой социальной группы за неимением иных талантов безоговорочно проникается всеми этими правилами, безоговорочно следует им и даже (а вот тут, пожалуй, без настоящего таланта не обойтись) интуитивно следует всем незаметным простому смертному нюансам этих правил. И вот что важно. Если появляется подобный человек, если он совершенно искренен в своих побуждениях, то и общество проникается к нему столь же искренней любовью. А значит, он получает власть вести людей за собой. В нашем случае милый гопник бросает клич в социальных сетях, собирает вокруг себя толпу и как знающий нравственные приоритеты данного социума находит правильные слова и интонации, благодаря которым толпа начинает массовые беспорядки.

На фоне этого стадного безумия красиво контрастирует школьный учитель и небольшая группка отличников, которые понимают, что восстание против инопланетян — трагическая и губительная глупость. В кадре эта группка вырожденцев, которые предпочли разум низменным инстинктам, выглядит особенно жалко. Такова правда жизни. А настоящей фантастикой выглядит то, что несчастного школьного учителя, который пытался вразумить толпу, не забили до смерти. И даже не ударили. В реальной жизни он не прожил бы и полминуты.

Теперь разберем ошибки главных героев. Хорошая девочка ошиблась, когда связалась с плохим мальчиком. Она ошиблась, когда поверила, что он позволит просто так себя бросить. Ничтожества — народ мстительный, и забывать об этом опасно.

Плохой мальчик ошибся в том, что... Друзья мои, фильм «Притяжение» снят в фантастическом жанре, в конце концов, это художественное произведение, поэтому в разрезе выдуманного сюжета можно было бы найти его ошибки. В реальной жизни такая линия поведения поощряется и ведет на вершину социальной лестницы. Об этом сказано даже в Библии. Евангелие от Матфея, 5:3.

Ошибся и пришелец. В его мире цивилизация победила естественную смерть, и жители его планеты решили, что других серьезных проблем уже не осталось. Как будто отпала и необходимость испытывать сильные эмоции. Он так и сказал: любовь и ненависть появляются только из страха смерти, а если смерти нет, то любить и ненавидеть уже не нужно. Сущий бред, какого можно сгенерировать вагон и маленькую тележку: кошка мяукает и мурлычет только из-за наличия хвоста, бесхвостой кошке мяукать и мурлыкать уже не нужно. Любовь и ненависть не имеют прямого отношения к смерти, равно как и она к ним. К счастью, в конце фильма инопланетянин понял, что его цивилизация в этом ошиблась. Пожалуй, пора обратиться к актерскому составу.

Притияжение

Главную роль в фильме «Притяжение» сыграла молодая и пока малоизвестная актриса Ирина Старшенбаум. Сыграла очень хорошо, четко по роли, все эмоции изобразила весьма правдоподобно. Умело иронизировала, убедительно бунтовала против папаши-вояки, красиво влюбилась в инопланетянина. К сожалению, ничего запредельного в актерской игре пока не продемонстрировала. Но держалась уверенно, а это уже неплохо.

Притияжение

Зато в очередной раз поразил своим мощным актерским талантом Александр Петров, именно он исполнил роль того самого плохого мальчика. Он не учит роль, он не вживается в нее, он даже не перевоплощается в персонажа, а по-настоящему превращается в него. Самое сложное при этом — безошибочно определить, в какого именно человека превратиться. И это ему тоже удается. Каждая мельчайшая деталь в мимике, каждая нотка в выверенных интонациях голоса. Иной раз становится удивительно, что самым востребованным отечественным актером является не он, а некто куда менее одаренный. И, елки-палки, в этой отрицательной роли Петров настолько правдоподобен, что в какой-то момент начинаешь его искренне ненавидеть.

Пришельца сыграл Риналь Мухаметов, его главный козырь — нездешняя харизма и располагающая внешность. Сначала он начисто лишен эмоций, но по ходу развития сюжета начинаешь видеть, как они одна за другой пробуждаются в нем, становятся все более интенсивными. Честное слово, если бы возникла необходимость нарисовать график переживаний этого персонажа, этот график был бы очень четким, без резких взлетов и падений. Как по компьютерной программе. А это свидетельствует о высоком профессионализме.

Притияжение

Партия отца главной героини досталась Олегу Евгеньевичу Меньшикову. Как ни странно, это его первая киношная роль после четырехлетнего перерыва, с самой «Легенды №17» он нас так и не радовал своим появлением. Про Меньшикова говорить бессмысленно, великие ошибок не совершают. Его персонаж — строгий, но думающий военный, вдовец, воспитывает дочь-подростка, мирится с ее бунтарской натурой, для которой находит время и среди всей этой инопланетянской неразберихи, где он вынужден играть первую скрипку. Его герой рассудителен, не бросается в бой без разбору и находит правильные слова, чтобы не позволить обличенным властью чиновникам совершать необдуманные поступки, отвечать за которые, возможно, пришлось бы перед всем миром, а может быть, и перед другим миром тоже.

И, наконец, хочется в очередной раз выразить сожаление, что двумя крупными актерскими именами выстрелили из пушки по воробьям, дав им очень маленькие роли. Во-первых, это великолепный Сергей Гармаш, сыгравший роль мэра Москвы. Во-вторых, это замечательная, но неузнаваемая в новом образе Людмила Максакова, которой досталась роль бабушки главной героини.

Притияжение

Теперь же о сюжете фильма «Притяжение» в сухом остатке. Попав под метеоритный дождь, космический корабль с другой планеты теряет маскировку и получает повреждения, из-за которых он вынужден совершить открытую посадку на Землю. Во время снижения он получает дружественный привет от российских ВКС в виде ракеты «воздух-воздух», из-за чего падает на оживленный район большого города, причинив зданиям серьезные повреждения, а многим живущим в них людям — смерть. По объективным причинам единственный член экипажа корабля вынужден выйти наружу, где он знакомится с местной жительницей. Пришелец выглядит в точности как человек. Отношения с местной жительницей заходят несколько дальше позволительного, но это позволяет пришельцу понять, что наша отсталая и агрессивная цивилизация не так уж безнадежна.

Высшую Научную Мораль картины «Притяжение» мы в явном виде сформулировали выше: у человеческой натуры нет более страшного проклятия, чем комплексы неполноценности и стадный инстинкт. Но избавиться от них не получится.

И, наконец, выставляем «Притяжению» наши оценки по десятибалльной шкале.

  • Режиссерская работа: 9,8 балла
  • Актерская работа: 9,8 балла
  • Сценарий: 7,7 балла
  • Компьютерная графика: 8,3 балла
  • 3D-эффекты: 1,8 балла.

В среднем арифметическом получаем 7,5 балла, возможно, оценка несколько занижена, однако халтуру с ужасным 3D мы простить не можем. Фильм «Притяжение» получился многослойным. Он имеет все шансы понравиться и тем, кто ищет в кино глубокие мысли и исследование человеческой природы, и тем, кто просто любит масштабные постановки с компьютерной графикой и разрушениями мегаполисов. К просмотру рекомендуем.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку