Безнадежные звонки

03.02.2017

Звонки (Rings)

Российская премьера мистического триллера «Звонки» состоялась 2 февраля 2017 года. Картина продолжает «классическую» голливудскую дилогию первой половины двухтысячных и очень сильно от них отличается. Надо разобраться, чем именно.

Режиссером фильма выступил испанец Ф. Хавьер Гутьеррес, за плечами которого только апокалиптическая драма «Три дня» с невысоким рейтингом, если верить «Кинопоиску». Как он дебютировал в Голливуде с триквелом (третьей частью) «Звонка» — история отдельная и не очень веселая. У ленты оказалось аж четверо сценаристов, которые, судя по результату, исполнили классическую крыловскую партию «Лебедь, рак и щука». Увидев, что получилось в результате, продюсеры, надо полагать, настолько удивились, что переносили премьеру аж четыре раза. «Звонки» шли до зрителя почти полтора года, впервые премьеру назначили еще на ноябрь 2015-го.

Вообще такие фильмы занимают отдельную нишу в мировом кинематографе, потому что при любом качестве исходного материала и съемки очень нечасто встретишь историю, в которой поголовно все персонажи невообразимо глупы. Эта глупость настолько филигранна, что в какой-то момент задыхаешься от обилия абсурда на экране и начинаешь сомневаться. А может быть, эта глупость преднамеренна? Может быть, это такой художественный прием, из разряда «творчества» художника Павленского, который прибил себя к брусчатке Красной площади за причинное место? Пожалуй, это самый логичный и безобидный вариант.

Вот, пожалуйста, пример. Главная героиня истории находится в одном доме с главным злодеем. Дополнительное условие диспозиции сил: главный злодей слеп. Он ничего не видит. Совсем. И он гоняется с дубиной в руке за главной героиней, пытаясь ударить девушку. И даже убить. Девушка от него убегает, пригибается от ударов, отскакивает. А потом подбегает к распределительному щитку и отключает в доме электричество. Чтобы слепой злодей не нашел ее в темноте. Это настолько неожиданный сюжетный поворот, настолько непредсказуемое сюжетное решение, что я бы никогда в это не поверил, если бы мне рассказали. Такие поступки впечатляют и вдохновляют на новые свершения.

Еще один пример. Лучший друг и жених главной героини, полностью вовлеченный в жестокую игру, пытается совладать с ноутбуком, на котором внезапно начала творить дела зловещая Самара — страшный неупокоенный дух, который убивает людей. На нажатия кнопок ноутбук не реагирует, и тогда... Правильно, молодой человек выдергивает из розетки блок питания ноутбука. Поясним, у ноутбуков обычно есть аккумуляторная батарея, и обесточивание блока питания, то есть зарядного устройства для батареи, никогда и ни за что не поможет отключить ноутбук.

Много и других интересных мелочей. Например, профессор всяческих наук почти целую неделю не может разглядеть в наборе точек шрифт Брайля. Но зато с умным и уверенным видом несет псевдотехническую чушь. Главный спойлер фильма «Звонки» утек в сеть задолго до премьеры. Главную интригу раскрыли в официальном трейлере, то есть рекламном ролике: в классическом смертельном видео «Звонка» обнаруживается еще одно новое видео, которое помогает распутать таинственный клубок смертей. В фильме это дословно объясняется следующим образом: «видеоданные, сжатые внутри видеокадров». Фраза сама по себе шедевральна. Что-то вроде «Мы вставили видео тебе в видео, чтобы ты мог смотреть видео, когда ты смотришь видео». И, наконец, чтобы упокоить мятежный дух, главным героям пришлось сжечь останки матери той самой зловещей Самары. Останки, главным образом кости, сожгли в обычном костре на берегу реки. Крематория не понадобилось. Средняя температура обычного костра составляет от 800 до 1000 градусов. Человеческие кости сгорают при температуре около 1700 градусов. А в крематориях, где сжигают покойников, температура составляет 1100 градусов, поэтому после кремации кости приходится дополнительно измельчать, уж простите мне такую подробность.

Незачем рассуждать о том, как такое могло выйти на экраны. Это как раз понятно. У «Звонка» есть своя преданная аудитория, первая оригинальная японская картина вышла еще в 1998 году, почти 20 лет тому назад. Намного важнее вопрос в том, как такое вообще могло появиться на свет. Как? Может быть, это несчастливое стечение обстоятельств, и фильм так много раз перекраивался вдоль и поперек, что превратился в ужасного монстра Франкенштейна, нелепого и не очень понятного. Но совсем не хочется думать, что это просто проявление неуважения к зрителю, и именно из-за наплевательства и неуважения к зрителю могла появиться подобная картина. Не хочется думать, что своего зрителя, свою целевую аудиторию они считают настолько глупой. Не хочется думать и о том, что такое количество глупости в кадре обусловлено тем, что глупы сами авторы. Нет, все это не так. Или это невезение, или, как мы говорили раньше, глупость преднамеренная, своего рода оригинальный художественный прием.

Звонки (Rings)

Что действительно хорошего есть в фильме «Звонки»? Да, хорошее тоже есть. Хорошая музыка, которая непроизвольно настраивает на серьезный лад. И вот эти жуткие моменты, которые пугают своей внезапностью. Хотя и они хороши, когда оправданы сюжетом, а не просто так «чтобы было». О качестве актерской игры в фильме «Звонки» говорить трудно, картины такого уровня никаких сложных актерских задач не предполагают.

Пожалуй, самым известным из всего актерского состава оказался невесть откуда взявшийся Винсент Д’Онофрио. Он сыграл того самого слепого злодея. Актер талантливый и харизматичный, но в «Звонках» даже он не смог окрылить свой персонаж. Персонаж оживает не только при хорошей актерской игре, одной ее недостаточно. Необходим еще и более-менее сносный материал, в котором нет бросающейся в глаза нелогичности поведения героев и по этой причине полной непредсказуемости их действий. Здесь полная непредсказуемость и полное отсутствие логики.

Ничего внятного нельзя сказать и о Джонни Галэки. Это классический актер вечного второго плана, он мелькал во «Времени» Эндрю Никкола, в «Хэнкоке» Питера Берга, и даже в культовом «Ванильном небе». В «Звонках» он играет роль профессора, который решил поставить эксперимент и искусственно запустить исходную семидневную схему: посмотрел запись — сделал копию — передал другому. Этим экспериментом он хотел доказать существование души. Хотя о сути эксперимента нам так и не рассказали.

И, наконец, о главных героях фильма сказать вообще нечего. Такое бывает крайне редко. Неизвестная актриса Матильда Анна Ингрид Лутс и неизвестный актер Алекс Роу невнятно играют невнятных персонажей. Это всё.

Сухой сюжет фильма тоже по-своему шедеврален. Жених главной героини уезжает учиться в колледж. Она остается, потому что учиться не умеет и не хочет. Потом с ним происходит что-то неладное. Она приезжает в колледж и узнает о легенде «Звонка» и о том, что проводится негласный эксперимент, в ходе которого студенты смотрят запись и ставят свои жизни под угрозу. Чтобы спасти своего молодого человека, девушка намеренно включает видео и отвлекает проклятие на себя. Начав расследование событий, главная героиня узнает о судьбе матери Самары, матери той самой зловещей девочки, которая через семь дней после просмотра проклятой записи вылезает из телевизора и убивает людей. Зло почти что наказано, наступает почти что хеппи-энд, но не все так просто...

Если во всем этом великолепии и есть Высшая Научная Мораль, то звучит она так: не играй со смертельно опасными игрушками, потому что они смертельно опасны. Главная мысль под стать всему остальному фильму.

Засим выставляем этому шедевру мирового кинематографа наши оценки по десятибалльной шкале.

  • Режиссерская работа: 5,8 балла
  • Актерская игра: 6,0 баллов
  • Сценарий: 2,3 балла.

Итого выводим фильму «Звонки» неожиданно высокие 4,7 балла. В кинотеатр рекомендуем пойти только в том случае, если вы считаете занимательным наблюдать за дураками.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку