Салли на Гудзоне

09.09.2016

Чудо на Гудзоне (Sully)

Фильм «Чудо на Гудзоне», снятый самим Клинтом Иствудом, да еще и с Томом Хэнксом в главной роли вышел на российские экраны 8 сентября 2016 года. Кинокритики утверждают, что данная картина станет одним из претендентов на премию «Оскар». Мы целиком и полностью разделяем это мнение, лента вышла просто отличной.

Забавно, но Клинт Иствуд до сих пор ассоциируется у широкого зрителя с вестернами. Конечно, это очень легко понять, ведь вестерны сделали его знаменитым, и, пожалуй, трудно найти более великого человека в этом жанре. Но в реальности дело тут отнюдь не в фильмах про ковбоев и не в перестрелках из «кольтов», в реальности мистер Иствуд всегда отлично выполняет свою работу безотносительно к любому жанру. Он отличный актер и очень мощный режиссер, что в очередной раз подтверждает новая картина «Чудо на Гудзоне», хотя в кадре Клинта и не было. И это фильм отнюдь не про ковбоев. Это картина о летчике, о том, что такое ответственность, способность принимать правильные решения и, опять же, отлично выполнять свой долг.

Как это обычно бывает у Иствуда, в картине нет места умопомрачительным погоням с крутыми взрывами, нет голых баб, грубой лексики, наркотиков и крови с кишками. В свои 86 лет он прекрасно удерживает внимание зрителя без 3D-эффектов и десяти секунд без компьютерной графики на весь фильм. «Чудо на Гудзоне» — фильм о людях, такое тоже бывает, хотя в последние годы все реже и реже. Неподъемная тяжесть этого жанра связана с тем, что он не существует без мощного режиссера. Повествование идет по большей части флегматично, актеры не заламывают рук и не устраивают в кадре истерик, здесь не нужно ничего усложнять и ударяться в эстетствующую тошниловку. В первую очередь следует точно понимать персонажей, понимать их характеры, мотивации, расставлять за них приоритеты, даже если они не совпадают с твоими собственными, и иметь четкое представление о том, что должно получиться в итоге. Иствуд, что называется, старая гвардия, он один из немногих режиссеров, способных на подобные подвиги.

Чудо на Гудзоне (Sully)

Если копнуть поглубже, то нам показали историю, в которой именно Подвиг и является одним из центральных, хотя и незримых персонажей. Пилот пассажирского самолета оказался над густонаселенным городом на сверхмалой высоте, да еще и с обоими отказавшими двигателями. За 35 секунд он принял неординарное, но единственно верное решение — сажать самолет прямо на реку, потому что ни до одного аэропорта было уже не долететь. Казалось бы, вот он, подвиг, вот он, герой. Но жизнь — штука совершенно безумная, потому что за свой героический поступок летчику пришлось отвечать перед Комиссией и обосновывать свои действия. И это уже был второй подвиг. Поэтому персонаж Тома Хэнкса очень сильно заблуждался, когда утверждал, что не считает себя героем. Совершив один подвиг, он был вынужден совершить и второй, хотя и несколько иного рода. А как можно назвать человека, совершающего подвиги один за другим? Правильно, чистой воды героем.

С другой стороны, едва ли мы имеем право осуждать бездушную бюрократическую машину, которая усомнилась, что единственно верный, но очень рискованный и (да что уж там!) совершенно невыгодный для авиакомпании поступок был целиком и полностью обоснован. Бюрократы сидят на своих теплых местах для того, чтобы люди не совершали подвигов там, где они не нужны. Скажем, если у троллейбуса слетают с проводов рога-токоприемники, то нет совершенно никакой нужды действовать по всем знакомой схеме «Выдерни шнур, выдави стекло» — и спешно эвакуировать сопротивляющихся бабушек прямо на проезжую часть. Пример, конечно, несколько грубоват, но в реальности такой идиотизм встречается куда чаще, чем жесткая посадка самолета на реку Гудзон, да еще и совершенно без жертв. Бюрократы это знают, поэтому и героям приходится повторять свои подвиги, доказывая, что они не идиоты. Хотя со стороны это выглядит совершенно чудовищно.

Чудо на Гудзоне (Sully)

Главная роль в фильме «Чудо на Гудзоне» досталась одному из величайших голливудских актеров Тому Хэнксу, едва ли есть нужда говорить, что со своей ролью он справился практически идеально. Его герой носит неуклюжее имя Чесли Салленбергер, поэтому непривыкшие к долгим и сложным словам американцы зовут его просто Салли. И да, хочется передать очередной привет отечественным локализаторам, которым не понравилось оригинальное название фильма «Салли» (Sully), и в результате картина вышла в российский прокат под именем «Чудо на Гудзоне». Как и полагается опытному летчику с 42-летним стажем, оказавшись в экстремальной ситуации, Салли не запаниковал и не начал с безумными глазами хвататься за второго пилота, а быстро принял сложное решение, оценив ситуацию «на глаз». И не ошибся.

Официального расследования случившегося он, вероятно, ожидал, но совершенно не ожидал, что ему придется отстаивать верность принятого им решения перед жестокой бюрократической машиной, за которой десятки компьютерных моделей, десятки его коллег — летчиков за симуляторами, десятки яйцеголовых инженеров и полное нежелание, а порой и неумение разбираться в нештатных ситуациях. Бюрократическая машина вообще сомневается, что такие ситуации существуют. Но если они и приключаются, то достаточно делать все по заранее придуманной инструкции. Инструкция — как индульгенция, если сделал все правильно, то можно просто развести руками на гибель 155 пассажиров, отправиться домой и уснуть как младенец.

Вот с таким маразмом пришлось бороться нашему Салли, и это настоящий подвиг, что он переубедил оппонентов, тоже безо всякой паники и истерик. Хотя в какой-то момент и сам начинал сомневаться в своей правоте, засматривался на виды Манхэттена, представляя, чем могла бы обернуться катастрофа, и видел кошмары по ночам.

Чудо на Гудзоне (Sully)

Роль второго пилота по имени Джефф Скайлз исполнил Аарон Экхарт, который всегда трудится на совесть, хотя и не обладает такой харизмой как Том Хэнкс. Это только усугубляет положительный эффект от его игры, поэтому на фоне спокойного и чинного Хэнкса, еще и убеленного сединами в «Чуде на Гудзоне», Экхарт смотрится очень и очень живо. Но все-таки фильм в оригинале называется «Салли», а это значит, что история не о втором пилоте Скайлзе, и потому сценарист и режиссер не дали Аарону раскрыться на все сто. Это просто спутник главного героя, а с позиции повествования и всей этой истории — не более чем ходячий микрофон для мыслеизлияний Салленбергера. Просто для того, чтобы зритель понял, какие вещи творятся в голове заглавного персонажа. Ну, и знакомое лицо в кадре, опять же. И иногда легкая шутка, которая несколько разряжает ситуацию.

И, наконец, что осталось от фильма, если без эмоций. Самолет модели Airbus A320 с позывным «Кактус 1549» вылетел из Нью-Йорка в Сиэтл 15 января 2009 года. На высоте 975 метров борт столкнулся со стаей канадских гусей, птицы попали в оба двигателя, и оба двигателя в результате отказали. Машина находилась прямо над Нью-Йорком, поэтому при крушении погибли бы не только 155 пассажиров авиалайнера, но и сотни людей на земле. Аэропорты оказались слишком далеко (11 километров до ближайшего), и пилот Чесли «Салли» Салленбергер принял решение садиться на единственную безлюдную, достаточно широкую и гладкую поверхность — прямо на реку Гудзон. Каким-то чудом посадка прошла успешно, ни один человек не погиб. Пассажиров быстро вывели из салона, они ожидали спасателей прямо на крыльях самолета и на надувных трапах. Спасатели эвакуировали всех в течение 24 минут.

По итогам событий было назначено служебное расследование, поскольку возникли сомнения в обоснованности действий пилота. Группа инженеров утверждала, что один из двигателей был-таки исправен. А компьютерное моделирование показало, что при таких показаниях приборов самолет мог дотянуть до любого из двух ближайших аэропортов на выбор. Карьера Салли оказалась под угрозой, однако ему удалось доказать, что его решение в данной ситуации было единственно верным.

Чудо на Гудзоне (Sully)

Конечно, в такой работе не обошлось и без Высшей Научной Морали. Если ты совершил некое хорошее дело и заслужил признание общественности, то обязательно найдется некая сила, противостоящая твоему поступку. Это не зависть и не собачий ошейник, так устроен этот мир. Даже за героизм приходится платить.

И, наконец, выставим наши скромные оценки данному шедевру, на сей раз это не фигура речи и не сарказм.

  • Режиссура: 10 баллов
  • Актерская игра: 10 баллов
  • Сценарий: 8,5 балла

Фильм слишком хорош, чтобы занижать ему оценку, поэтому в итоге получаем 9,5 балла из 10. А вот рекомендовать просмотр «Чуда на Гудзоне» в кинотеатре мы бы не рекомендовали. Так уж сложилось, что кинотеатр — место для развлечений, а не размышлений.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку