Девятая жизнь Александра

02.09.2016

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax)

В День знаний, 1 сентября 2016 года, на российские экраны вышла картина «Девятая жизнь Луи Дракса». Как будто случайно главным персонажем фильма оказался девятилетний мальчик, имя которого и вынесено в заглавие ленты. Работа оказалась несколько нестандартной по композиции и довольно тяжелой в психологическом аспекте.

Как обычно, разбор фильма начнем с режиссера. Им оказался окончательно оголливудившийся француз Александр Ажа, прекрасно знакомый любителям ужастиков второй половины двухтысячных годов. За его плечами такие кровавые ленты как «Высокое напряжение», «У холмов есть глаза», «Зеркала» и «Пираньи 3D». Все работы жуткие и действительно очень кровавые, и только три года назад Александр сменил ориентацию, то есть приоритеты, и ударился в мистику и психологию. С одной стороны, это нехорошо, потому что в кроваво-мясном жанре он был если не первым, то уж точно в тройке лидеров. С другой стороны, не так уж и плохо, потому что в обновленном жанровом ключе его работы стали более глубокими и авторскими. Поэтому в заголовок нашего материала мы вынесли имя режиссера.

Трудно сказать, что заставило его сделать такой шаг. Возможно, Голливуд больше не платит за кишки перед камерой, но не будем исключать и того, что Ажа повзрослел, переосмыслил творческие устремления и решил, что теперь он хочет вести со зрителем диалог, а не макать его с головой в кровавую бочку. Первой ласточкой у обновленного Александра стали «Рога» с Гарри Поттером Дэниэлом Рэдклиффом, не самая удачная работа, хотя и поставленная по произведению Джо Хилла, родного сына самого маэстро Стивена Кинга. Статус не самой удачной работы «Рога» подтвердили еще и тем, что в российском прокате не получили ни дублированной озвучки, ни широкого показа в кинотеатрах. Прошло три года, режиссер провел работу над ошибками, и его новый фильм «Девятая жизнь Луи Дракса» все-таки получил шанс понравиться российскому зрителю.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax)

Вообще писать о таких фильмах не очень просто, это одна из тех историй, сюжет которых ближе к финалу выворачивается наизнанку, и «в действительности все оказывается совершенно не так, как на самом деле». Поэтому с сюжетом обойдемся как можно осторожнее, дабы не создавать спойлеров, то есть не разрушать интриги. В целом фильм очень хорош, он может похвастаться оригинальной манерой подачи материала, в которой, как теперь принято, героям не дают оценок по критерию «плохой-хороший», каждый делает выводы самостоятельно, а режиссер просто ведет нас за руку по всей истории. Хотя и не скрывает, что кому-то он симпатизирует, а кого-то, напротив, недолюбливает.

В «Девятой жизни Луи Дракса» нам демонстрируют истинную цену нестандартного мышления человека, истинную цену любви и уродливую рожу агрессивного безумия, которую, впрочем, не всегда удается разглядеть сразу. Догадливому зрителю, а в особенности предупрежденному о возможных спойлерах, будет любопытно самостоятельно разоблачить главного злодея, а затем в каждой последующей сцене находить подтверждение этой гипотезе еще до развязки истории. Режиссер и не делает из этого особой тайны, но тем любопытнее слой за слоем разворачивать узелок человеческого лицемерия и вне всяких осуждений сухо его исследовать. Да, автор ведет нас за руку на протяжении всей истории, но никто не говорил, что эта дорожка будет прямой и заасфальтированной или выложенной брусчаткой. Да и хорошие персонажи на поверку оказываются не такими уж и паиньками, ведь если маленький мальчик радостно убивает хомячка томиком «Гарри Поттера» — это очень дурное предзнаменование, из таких мальчиков потом вырастают чикатилы с брейвиками. Но нет, фильм не заглядывает в будущее настолько далеко, а потому нам советуют смотреть — и не осуждать. Глупо исследовать человеческую натуру, если ты с самого начала берешь в руку линейку, отмеренную по себе, любимому. Как говорится, кто без греха...

Актерский состав фильма порадовал если не самыми громкими именами, то четким попаданием в роли и добросовестным их исполнением. Тут придраться совершенно не к чему, даже если и поставить перед собой такую цель.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax)

Главная роль, как мы уже упомянули, досталась юному актеру по имени Эйден Лонгуорт. В партии Луи Дракса он с точностью изобразил все, что от него потребовалось. С одной стороны, он добрый и наивный мальчик, с другой — позитивно-грубоватая, циничная и излишне прямолинейная личность. В детстве такое поведение, возможно, кажется милым, а вот во взрослом возрасте чаще становится неуместным. Возможно, это оттого, что ребенку не везет с самого раннего детства, даже со младенчества, и эти «тридцать три несчастья» в реальности отнюдь не забавны. Это трагедия, которая раз и навсегда ломает личность, и нужна поистине нечеловеческая воля к жизни, чтобы успешно переживать каждый инцидент и не утрачивать желания дальше познавать этот мир. Так что не будем уверены на все сто, что из Луи Дракса вырастет новый Чикатило, хотя явные предпосылки к этому есть, и дело не только в убитом хомячке. По-настоящему страшно другое, он убежден, что в человеческом социуме есть некое «право распоряжения», позволяющее одному калечить и убивать другого. Что, на самом деле есть такое право?

Роль матери главного героя в фильме «Девятая жизнь Луи Дракса» исполнила Сара Гадон. Если вам знакомо это имя, то, возможно, знаком и ее талант, ее профессиональные навыки. Со всеми ролями она справляется на твердую пятерку, и своей внешностью этакой нежной, беззащитной, но решительной блондинки она пользуется только как инструментом, дополняющим образ вверенных ей персонажей. Вот и на сей раз она использовала оба своих оружия в полной мере, и Станиславский никогда бы не произнес своей знаменитой фразу в отношении Сары. По крайней мере в этом фильме. Зритель верит ей на все сто.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax)

Отца главного героя замечательно сыграл Аарон Пол. Ему досталась роль боксера, который ушел из большого спорта ради любви к своему невезучему, но очень смышленому сыну и ради заботы о «хрупкой», как он сам выразился, нежной и беззащитной супруге. Более того, из-за нее он бросил свою первую жену, с которой они жили душа в душу. Однако судьба и мужское чувство долга распорядились в нем совершенно иначе. Первая жена вышла замуж за другого, удочерила двух китайских девочек, а потом родила еще и своего ребеночка. Словом, нашла свое большое женское счастье. А Питер Дракс, так зовут этого героя, нашел свое настоящее мужское счастье в заботе о слабых, хотя и совершенно без романтических чувств к новой супруге. Надо полагать, что и в жизни такое случается, коль скоро на экране это выглядело психологически достоверно.

Порадовал и доктор Аллан Паскаль, роль которого исполнил британец Джейми Дорнан, знакомый зрителю по одиозной БДСМ-комедии «Пятьдесят оттенков серого», где он предстал в образе того самого Кристиана Грея. Здесь он отошел от роли «больного ублюдка» и оказался классным врачом, который сочувствует оказавшемуся в коме малышу, но также и настраивается на его грустную и красивую маму. Выдав ей целый грузовик сочувствия, он получает награду в виде интимных отношений, поднимается по пирамиде Маслоу и запускает тщательное расследование произошедшего с мальчиком.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax)

И в этом ему помогает доктор Перес, психиатр, а сыграл его уютный и позитивный Оливер Платт. Правда, в данном фильме ему оказалось совершенно не до позитива. К превеликому сожалению, для этого персонажа у авторов не оказалось достаточно полного психологического портрета, обошлись традиционными стереотипами. Психиатр до полного флегматизма спокоен, в меру харизматичен, невзирая на лишний вес, и, конечно же, очень профессионален, потому что именно с его помощью удается распутать эту непростую историю.

Так что же случилось в фильме «Девятая жизнь Луи Дракса»? Итак, девятилетнего мальчика зовут Луи Дракс. Всю жизнь его преследуют серьезные неприятности, как будто злой рок: люстра падает на детскую кроватку, бьет током из розетки, ломается рука при рытье могилы (sic!), а еще заболевания сальмонеллой, ботулизмом и кучей других гадостей. Как раз на свой девятый день рождения Луи едет с родителями на пикник, где срывается с высокого обрыва, падает в воду и оказывается в коме, чудесным образом пережив двухчасовую клиническую смерть.

Поначалу считается, что это был несчастный случай, виновным в котором сочли его отца. После пикника отец постыдно бежал и где-то затаился, видимо, скрываясь от уголовной ответственности. Однако доктор Паскаль, лечащий врач Луи Дракса, внезапно обнаруживает у себя в голове какую-то мистическую ментальную связь с мальчиком, лежащим в коме. Как будто мальчик хочет ему что-то сказать. И даже, кажется, мальчик прямо из комы пишет людям письма. Настоящие бумажные письма в конвертах. Поэтому доктор Паскаль и доктор Перес объединяют усилия и находят способ связаться с мальчиком, чтобы выяснить, что же все-таки случилось на пикнике. Тут-то и раскрывается страшная правда.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax)

Что же касается Высшей Научной Морали, то здесь их как минимум две. Во-первых, нельзя сразу и без оглядки доверять малознакомым людям. Нужно хотя бы какое-то время за ними понаблюдать, понаблюдать не только за их поведением, но и за фактическими поступками в сухом математическом остатке безо всяких эмоций. Тогда можно понять многое. Во-вторых, нельзя сразу и без оглядки осуждать людей, какие бы ужасные вещи они ни вытворяли. Если уж хочешь кого-то осудить, то потрудись понять, почему он совершил тот или иной поступок, и все ли исходные условия ты вообще знаешь. И не вздумайте перепутать первую мысль со второй, как ни странно, это совершенно разные вещи, часто даже не связанные между собой.

И, наконец, выставим фильму «Девятая жизнь Луи Дракса» наши оценки по десятибалльной шкале.

  • Режиссерская работа: 10 баллов
  • Операторская работа: 10 баллов
  • Актерская работа: 9,5 балла
  • История: 9 баллов.

Снова возьмем на себя смелость погрешить против среднего арифметического, выставив картине всего 7,5 балла. Пренебрежем Высшей Научной Моралью фильма и снизим оценку только за то, что Александр Ажа цинично предал взрастивший его жанр кровавых ужасов в пользу мистики и психологии. Там он был одним из пантеона. Здесь стал одним из многих. Нельзя так.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку