Расплата

28.10.2016

Расплата (The Accountant)

Российская премьера криминально-бухгалтерской драмы «Расплата» состоялась 27 октября 2016 года. Забегая вперед, отметим, что фильм превзошел наши самые смелые ожидания, вплотную приблизившись к полному совершенству, к просмотру рекомендуется самым настоятельным образом.

Собственно говоря, иначе и быть не могло, потому что режиссером картины «Расплата» значится Гэвин О’Коннор. Пусть не самое громкое имя в Голливуде, однако этот товарищ наотрез отказывается снимать некачественное кино, все его фильмы являются мощными, серьезными работами, а «Воин» 2011 года и подавно попал в Топ-250 «Кинопоиска» плюс получил номинацию на «Оскар». Хотя в российском прокате он не удостоился даже дубляжа. Как говорится, впрочем, ничего нового. Ничего нового и в том, что отечественные локализаторы в очередной раз попросту переврали название новой работы О’Коннора, в оригинале «Расплата» носит название «The Accountant», то есть «Бухгалтер». Видимо, это некое лингвистическое открытие, ассоциативный перевод: бухгалтер считает деньги, и слово «расплата» морфологически тоже как будто про деньги. Хотя никакой расплаты в фильме не было.

Расплата (The Accountant)

Возвращаясь к другим работам Гэвина О’Коннора, хотелось бы упомянуть криминальную драму «Гордость и слава» 2007 года, а также драматический вестерн «Джейн берет ружье», вышедший в этом году. Крепкие работы и крепкий драматический режиссер. Да и сценарист в этом фильме оказался непростым, некто по имени Билл Дюбюк дебютировал на этой стезе в 2014 году с фильмом «Судья», где главные роли достались Роберту Дюваллу и Роберту Дауни-младшему. Так что талантливые люди не всегда продают себя вдоль и поперек, их имен может никто и не знать, а качественно проделанной работе это отнюдь не помеха.

Фильм «Расплата» (придется смириться с локализаторским абсурдом) хотя и снят в криминальном жанре, но кучей экшена он похвастаться не может. Да, есть несколько классных перестрелок, несколько красивых, но коротких сцен с мордобем, а основную часть времени действие разворачивается неспешно, здесь много разговоров и спокойных неспешных поступков. Если в кино вы цените в первую очередь экшен и зрелища с обилием компьютерной графики, можете закрыть эту страницу и не читать нашу скромную рецензию дальше, сие не для вас. Впрочем, и реалистичным этот фильм тоже не назовешь, диспозиция персонажей явно смоделирована, но смоделирована грамотно и интригующе, чтобы зритель задумался и начал задавать себе необычные вопросы. А авторы фильма пытаются на эти вопросы ответить, и делают они это очень красиво.

Расплата (The Accountant)

Главный герой фильма страдает аутизмом. «Страдает» — это чтобы было понятней, поближе к народу. На самом деле герой аутизмом отнюдь не страдает, и от народа он очень далек. Он просто не похож на других людей, это отклонение от так называемой нормы является его неотъемлемой частью, тем, что делает его по-настоящему человечным существом, а также гениальным профессионалом. Не каждый способен выбрать профессию бухгалтера и погружаться в свою работу с головой, наслаждаться цифрами, разбираться в таких сложных вопросах, от которых у всякого «нормального» человека элементарно поедет крыша.

Помните фильм «Человек дождя»? Классическая, хрестоматийная история про аутиста, своеобразная точка отсчета для каждого, кто хочет поговорить на тему этого отклонения от среднего арифметического. А что было бы, если бы главный герой «Человека дождя» оказался не слабым и беспомощным существом, а максимально адаптированной для социальной жизни личностью? Да, есть некоторые сложности при взаимодействии с внешним миром, но при «высокофункциональной форме аутизма» и соответствующей подготовке эти сложности можно перебарывать и оказываться чуть ли не супергероем. Только без маски и трико.

Расплата (The Accountant)

Впрочем, маска и трико для Бена Аффлека, нового Бэтмена всея Голливуда и бывшего Сорвиголовы отнюдь не в новинку. И коль скоро новым трендом современного кино стала максима «мрачнее и реалистичнее», то в фильме «Расплата» мы видим достаточно мрачного и практически полностью реалистичного супергероя завтрашнего дня, зовут его Кристиан Вульф. Глупо было бы приглашать на эту роль какого-то другого актера, равно как глупо было бы и мистеру Аффлеку отказываться от такого подарка. Звезды на небе сошлись самым благоприятным образом, Юпитер выстроился в одну линию с Марсом, и мы получили одну из лучших ролей этого Артиста. Теперь уж точно с большой буквы.

Бен Аффлек часто изображает страдания в кадре, особенно в последние годы, но в таком формате мы его еще не видели. Иной раз он бьет морды партнерам по кадру, но в фильме «Расплата» это было особенно крепко и красиво, никакой лирики, никаких переговоров со злодеями: увидел — выстрелил — убил. Или задушил. Или лишил жизни каким-то другим способом. Вот каким оказывается «человек дождя», если он не слабый и беззащитный, а сильный, подготовленный и адаптированный для существования в социуме, насколько это только возможно. Плюс, как было сказано с экрана, «почти паранормальные» способности к математике, полностью реализованные на практике.

Человек с таким строением психики совершенно спокойно разбирается с черной бухгалтерией крупнейших в мире преступных группировок, не задавая лишних вопросов и не терзая преступников излишним морализаторством. Он часто меняет местожительства, меняет имена и никогда не попадается благодаря своему гениальному диспетчеру, который находит новых клиентов и курирует рабочий процесс. Да и в «белом», то есть формально честном бизнесе он всего за сутки разбирается с бухгалтерией крупнейшего концерна, раскладывая по полочкам многомилионные транзакции за последние 15 лет, находя неожиданные закономерности и распутывая мудреные махинации.

Расплата (The Accountant)

В нелегком бухгалтерском труде ему немного помогает коллега, девушка по имени Дана Каммингс в исполнении Анны Кендрик. В фильме «Расплата» Анна очень похожи на свою забавную фамилию: 152 см над уровнем моря, серьезная, но забавная. Все это мы видели и в «Сумерках», и в «Мне бы в небо». Прочие образы на ней смотрятся совершенно неправдоподобно, хотя она под стать своим героиням и очень старается. Благо, что фильм «Расплата» оказался к ней милосердным, ничего нового от Анны не потребовалось.

Расплата (The Accountant)

Ничего нового не потребовалось и от Дж. К. Симмонса, и Горная Дева со мной полностью согласна. В «Расплате» он исполнил роль агента Министерства финансов, который распутывает сложные денежные махинации и попутно выходит на преступления несколько иного рода. Уставший от любимой работы старик, которому остаются всего несколько месяцев перед выходом на пенсию. Оказавшись в неординарной ситуации (не надо нам спойлеров), он подыскивает себе преемницу.

Расплата (The Accountant)

Как и всегда, Джон Литгоу был прекрасен в роли главы компании, в которой обнаружилась многомиллионная недостача. Его образы, как и личная харизма, всегда разноплановы, сложны и многослойны, как лук в мультике про Шрека. С одной стороны мы видим человека, который чуть более чем полностью поглощен своей работой, объективно благим делом, созданием высокотехнологичной робототехники, сложных нейропротезов конечностей. С другой же стороны, — это Джон Литгоу, если вы, конечно, хоть что-то знаете о ролях этого актера. Если не знаете, просто вглядитесь в это лицо, а мы, в свою очередь, снова не будем создавать спойлеров.

Расплата (The Accountant)

И, наконец, хочется отметить актера по имени Джон Бернтал, сыгравшего очень яркую личность по имени Брекс. Эта личность представляет некое полукриминальное частное охранное предприятие, решающее для состоятельных людей некоторые щекотливые вопросы, если эти самые состоятельные люди не хотят запятнать, а то и подмочить свою репутацию. В том самом смысле. Что вполне ожидаемо, принципиальные люди такими делами не занимаются, а Брекс в таких делах более чем преуспел. И это неудивительно. Впрочем, и здесь обойдемся без спойлеров.

Так о чем же все-таки фильм «Расплата»? В семье военного офицера родился мальчик с кучей странностей. Этот мальчик привык жить строго установленным порядком, и он буквально выходит из себя, когда этот порядок что-то или кто-то нарушает. Специалист-мозговед ставит мальчику диагноз «аутизм» и предлагает свою помощь, социализацию по хорошо себя зарекомендовавшей методике. Отец отказывается от помощи специалиста и помогает сыну с социализацией по своей, военной технологии. Технология, как и следовало ожидать, более жесткая, почти беспощадная, но куда более эффективная.

Мальчик вырастает, становится талантливым специалистом, подняв профессию бухгалтера до невиданных прежде высот. Он не брезгует связываться с криминалом, потому что людские взаимоотношения его интересуют не в первую очередь. А со своими непосредственными обязанностями он справляется лучше всякого «нормального» человека. Неожиданно для самого себя с серьезными проблемами он сталкивается, когда начинает проверку не криминальной, а вполне себе такой официальной, «белой» фирмы. Начинают погибать люди, и наш герой распутывает этот клубок до победного конца. Благо бухгалтерия оказывается не единственным его талантом.

Расплата (The Accountant)

Высшую Научную Мораль в фильме «Расплата» можно сформулировать так: если люди вас не любят из-за вашей на них непохожести, то в основе этой нелюбви лежит банальный страх. А испуганный «нормальный» человек всегда опасен, и к этому нужно быть готовым.

В завершение рецензии мы обычно выставляем оценки по десятибалльной шкале, выводя среднее арифметическое. Сегодня традиционная схема неуместна, и среднее мы выведем сразу, у нас фильм «Расплата» получает 9,99 балла из 10. Одну сотую балла мы сняли только потому, что по законам физики, элементарным и основополагающим законам природы, в этом мире нет ничего идеального. А формально придраться в этой картине просто не к чему. Как минимум лучший фильм осени 2016 года.

Автор: Олег Федоров

Я подтверждаю регистрацию своего блога на платформе helloblogger.ru под ником Татьяна Толстухина

Возврат к списку