ИРА должна умереть
Антитеррористический триллер-боевик «Иностранец» дебютировал на экранах российских кинотеатров 30 ноября 2017 года. Судя по трейлеру в частности и рекламе вообще, картина должна была оказаться проходной и в целом нехитрой. В этом, впрочем, как и во всем остальном она превзошла ожидания. Это крепкий и качественный фильм. Хотя и не без недочетов.
Режиссером ленты «Иностранец» стал Мартин Кэмпбелл, за его плечами две серии бондианы: «Золотой глаз» и «Казино Рояль», две серии про Зорро, мощный боевик «Возмездие» с Мэлом Гибсоном, высокогорный триллер «Вертикальный предел», а также жуткий и провальный «Зеленый фонарь». Так или иначе, речь идет об очень талантливом человеке и профессионале высокого класса, поэтому вероятность сбоя была ничтожно малой. Собственно говоря, сбоя и не случилось, качество режиссуры оказалось выше качества сценария. Впрочем, и последний был более чем съедобным. «Иностранца» смело можно ставить в один ряд в боевиками новой волны вроде «Заложницы» или работ Стэтхема.
Фильм «Иностранец» снят по книге Стефена Лезера «Китаец», вышедшей еще в 1992 году. В этой истории поднимается такая непростая и крайне неприятная тема как терроризм. Четверть века назад данная проблема стояла куда не так остро, как теперь. Влияние радикальных религиозных организаций было значительно более слабым, да и рассказывается в этой истории про Ирландских экстремистов, о которых широкая общественность уже почти забыла. И с террористами теперь ассоциируются несколько иные организации, более страшные.
Тем не менее, терроризм, радикализм и экстремизм в любом случае явление жуткое. И эта жуть только усугубляется, когда нам показывают эту проблему изнутри. С одной стороны, это простые люди, теряющие в террористических актах своих родных и близких, не имеющих ровным счетом никакого отношения к тем целям, которые преследуют террористы. С другой стороны, это сами террористы, которые на первый взгляд могут показаться такими же простыми людьми из плоти и крови, они носят красивую одежду, стригутся, моются и бреются. Могут похвастаться хорошим образованием и хорошими манерами. Все меняется, когда они с совершенно спокойными лицами начинают обсуждать свои акции, в результате которых на тот свет отправляются десятки ни в чем не повинных людей. Они говорят об этом просто и буднично, тем же тоном, каким обсуждают футбольную игру или спустившую шину на старенькой «Тойоте». Хотя нет, предпочитают они современные «Крузаки» и «Ягуары».
Но самый ужасный вариант — когда терроризм сливается с политикой с страстных объятиях. Главный антагонист «Иностранца» занимает пост британского замминистра по делам Ирландии. И открыто заявляет: «Я служу обеим сторонам конфликта». То есть и Ее величеству, и Ирландской республиканской армии (ИРА) — террористам, убившим десятки и сотни простых граждан. Однако его присутствие в правительстве оказывается шансом получить перемирие в ирландском вопросе. В данном случае перемирие означает переговоры с террористами на высшем уровне, которых как бы не бывает в природе. В своем красивом кабинете он собирает бригадиров этой организации и говорит с ними открыто. А для всего остального мира он не глава крупной террористической организации, никаких страшных грехов за ним нет, просто когда-то он ступил не на ту дорожку, но уже прошло много лет, и теперь он одумался. Такое тоже бывает.
Результат симбиоза власти и преступного мира (терроризм — это преступный мир в самом жутком его проявлении) в реальности плачевен, хотя и выглядит относительно благопристойно. Происходит взрыв, гибнут десятки людей, власти начинают расследование. Родственники погибших обивают пороги силовых ведомств, они хотят убедиться, что террористы будут пойманы и наказаны. Исполнителей исправно ловят и ликвидируют. Но голова этого ядовитого аспида зачастую имеет шансы остаться безнаказанной. В фильме «Иностранец» один из таких родственников отчаивается и решает взять возмездие в свои руки. Самосуд и самоуправство пускай не столь ужасны, но все же отвратительны. Как и объективные обстоятельства, которые вынуждают людей совершать подобные поступки.
Собственно, в этом и заключается главная трагедия истории «Иностранца». Удобно рассуждать о недопустимости самосуда и самоуправства, когда изнеженной попой сидишь в мягком кресле, а все твои родные и близкие живы и здоровы. Но когда на экране возникает живой пример, уже начинаешь сомневаться, как сомневается автор книги, как сомневаются сценаристы, и как сомневается режиссер. Это не оправдание преступных деяний, это испытание морали зрителя. Разумеется, все это не имело бы смысла без надлежащего актерского состава.
Главную роль, роль отца, который потерял дочь в теракте и теперь пытается добиться справедливости, исполнил Джеки Чан. По совести говоря, одним этим именем и ограничивается надлежащий актерский состав. Великий китайский актер стал знаменитым благодаря легким веселым боевикам с кучей сложнейших каскадерских трюков. В этих фильмах он выступал режиссером и играл главные роли. И, конечно, их фишкой стали забавные подборки неудачных дублей на финальных титрах.
Опустимся с небес на землю, сейчас Джеки Чану уже 63 года, и подобные роли если не оказываются слишком сложными, то уже несколько наскучивают. В «Иностранце» мы видим совершенно другого Джеки Чана — старого, угрюмого и нарочито нелепого. Нарочито — потому что в реальности его герой является профессиональным военным, прошедшим не только тяжелую военную, но и очень нелегкую жизненную подготовку.
Он воевал во Вьетнаме, откуда бежал в Сингапур, а потом уже перебрался в Великобританию. Еще в Азии двух его маленьких дочерей похитили тайские пираты. А в Великобритании жена умерла при родах, когда на свет появилась третья дочь. Она-то и погибла в результате теракта. У такого героя уже не остается в этой жизни ничего, кроме жажды возмездия. А богатый опыт вселяет надежду на успех операции. Хотя и успехом-то это не назовешь. Тем не менее, усугубляя моральную проблему, в финале картины авторы его не только оставили в живых, но и позволили избежать проблем с властями.
Роль главного антагониста фильма исполнил Пирс Броснан. В последние годы актер скомпрометировал себя присутствием в нескольких не очень качественных лентах, поэтому это некогда громкое имя в титрах уже не свидетельствует о высоком качестве картины. Благо, что к «Иностранцу» это не имеет никакого отношения. Более того, даже без запредельных актерских задач Броснан справился со своей роль на все сто. Такой и должен быть глава террористов — богатый, благообразный и в общем располагающий к доверию.
В сухом остатке история «Иностранца» выглядит примерно так. В террористическом акте немолодой отец теряет единственную дочь, которая оказалась не в то время и не в том месте. Пообщавшись с представителями силовых ведомств, он начинает подозревать, что преступники могут остаться безнаказанными. Поэтому он бросает свой маленький китайский ресторанчик «Веселый павлин» и отправляется самостоятельно разыскивать злодеев, чтобы собственноручно их покарать. И ему это удается.
Высшая Научная Мораль «Иностранца» предельно проста: никаких переговоров с террористами, никакого сотрудничества с ними. Мочить в сортире!
И, наконец, выставляем фильму «Иностранец» наши скромные оценки по десятибалльной шкале.
- Режиссерская работа: 9,3 балла
- Актерская работа: 7,8 балла
- Сценарий: 6,6 балла
В среднем арифметическом получаем крепкие 7,9 балла, более чем заслуженная оценка. Балл за актерскую работу снизили из-за того, что по-настоящему мощный образ показал только Джеки Чан, а за сценарий из-за того, что в некоторые моменты фильм-таки провисал. Впрочем, «Иностранец» все равно настоятельно рекомендуется к просмотру.
Автор: Олег Федоров