Благороднейшее из искусств — делать других счастливыми

05.01.2018

Величайший шоумен (The Greatest Showman)

Да, вот таким образом мы озаглавили наш материал, посвященный российской премьере мюзикла «Величайший шоумен», которая состоялась 4 января 2018 года. Врать не будем, до просмотра наше отношение к данной картине было более чем скептическим. Однако великая сила искусства заставила нас изменить свое мнение на диаметрально противоположное. Про великую силу искусства — это не громкие слова. И кино отнюдь не про искусство, обладающее великой силой. Словом, попробуем разобраться.

Режиссером «Величайшего шоумена» выступил некий Майкл Грэйси. Собственно, на этом рассказ о нем можно было бы и закончить, все равно информации об этом человеке нет ни на «Кинопоиске», ни на IMDB. И новая картина, в которой снялись отнюдь не малоизвестные актеры, оказалась дебютом Майкла Грэйси. Так или иначе, дебютанту удалось поставить очень мощную по энергетике и накалу страстей картину, да еще и с честью выдержать рамки такого сложного жанра как мюзикл.

Величайший шоумен (The Greatest Showman)

Да-да, не будем скрывать, «Величайший шоумен» поставлен в жанре мюзикла. То есть герои фильма живут своей обычной жизнью, ведут себя как совершенно обычные люди, а потом вдруг вскакивают и начинают петь и плясать. В России этот жанр непопулярен, хотя во многих классных советских картинах актеры и актрисы замечательно исполняли гениальные песни, и все мы очень любили и до сих пор любим эти картины. Их даже перечислять не нужно. А что случилось теперь? Да все очень просто, в 99 случаях из 100 музыкой теперь заведуют очень неприятные люди, которые тычут всем в лицо свои авторские права. Вот только объектом этих прав всегда оказывается то, что и музыкой-то не назовешь. Смотрели новогодние передачи по телику? Вот и мы тоже не смотрели, поэтому мы с вами друг друга поняли.

Как ни странно, в этих ихних америках и голливудах дела с музыкой обстоят примерно так же. Те же неприятные граждане в роли правообладателей, большая музыкальная индустрия, но на выходе музыка почему-то лучше. Потому что становление музыкальной индустрии шло снизу, и деньги подстраивались под музыку. А в России (да и не только у нас) музыку подстроили под деньги. И получили на выходе не мышонка и даже не лягушку. А овес, пропущенный, через лошадь. Так какое же после этого доверие к жанру мюзикла?

Мы неспроста заговорили о музыкальной индустрии и неспроста употребили это промышленное существительное. Ведь если музыка способна приносить больше деньги, то практичная личность всегда норовит поставить ее на поток. И это касается не только музыки, но и шоу-бизнеса. Не зря же в этом термине два слова: «шоу» и «бизнес». И совсем отсутствует слово «искусство».

Величайший шоумен (The Greatest Showman)

«Величайший шоумен» рассказывает об американце Барнуме — сыне портного, который пробился наверх и превратил шоу в настоящий источник дохода, это Барнум первым в мире превратил шоу в бизнес. Конечно, для этого ему пришлось пройти через ад. Он поставил себе цель: удивлять людей и зарабатывать на этом деньги. До этого деньги приносило настоящее искусство: опера, театр, сольные выступления. Нечто более традиционное. Барнум собрал самых странных людей, которых только смог найти: бородатую женщину, парня метрового роста, парня ростом в 2,5 метра, сиамских близнецов и прочие прелести природы. Сегодня и это кажется нам классикой, но в XIX веке это было настоящей сенсацией.

Так откуда взялись проблемы? Все очень просто. Инертность общества. Неспособность принимать перемены. И склонность бороться со всем нетрадиционным. Критики, моралисты, обеспокоенные граждане. Как это всегда бывает, борцы со злом оказались куда хуже самого зла.

Величайший шоумен (The Greatest Showman)

А идея простая. Человек хочет не только искусства, не только театров и опер. Человек хочет зрелищ, которые даже с большой натяжкой не отнесешь к Высокому искусству. Для профессиональных критиков и последователей традиционных ценностей это натуральный когнитивный диссонанс, это даже casus belli. Однако публика голосует с точностью до наоборот, голосует деньгами и аншлагами на представлениях. Противников, конечно, это никогда не убеждает, они бросаются с кулаками на артистов и поджигают здание цирка. А шоумен просто продолжает делать свое дело, которое у него в любом случае получается. И даже не пытается отрицать, что его шоу никакого отношения к высокому искусству не имеют и даже противопоставляют себя ему.

Как видим, вопросы в «Величайшем шоумене» поднимаются очень глубокие и серьезные, и только одному режиссеру известно, каким чудом он преподнес их в своем мюзикле в столь легкой, позитивной, жизнеутверждающей манере. Это фильм, после которого остается хорошее настроение и невероятный заряд бодрости. Для этого достаточно довериться картине и позволить себя провести по всей истории. Почти с завязанными глазами.

Величайший шоумен (The Greatest Showman)

Главную роль, роль того самого Барнума исполнил не кто иной, как Хью Джекман. Не в меру харизматичный австралийский актер мечтал об этой роли с 2009 года. И неспроста, ведь ему отлично удается не только драматизм в любой роли, он еще прекрасно танцует и действительно шикарно поет. Джекмановский Барнум безумен и одержим, при этом он остается тем самым человеком, из простых, он живет нехитрыми человеческими эмоциями и всем сердцем любит свою семью: жену и двух (пока еще) дочерей.

Величайший шоумен (The Greatest Showman)

Чарити, супругу Барнума, сыграла Мишель Уильямс, несостоявшаяся вдова Хита Леджера, которая воспитывает его дочь. Мишель Уильямс едва ли можно назвать многоплановой актрисой, хотя это нисколько не умаляет ее таланта. Ей тоже, как ни странно, удается зажигательно танцевать и очень приятным голосом петь. Что же касается драматической стороны истории — тут ей просто нет равных, это ее родная стихия, где она способна на самые сильные и самые слабые эмоции с любыми оттенками.

Величайший шоумен (The Greatest Showman)

Клевый еврейский актер Зак Эфрон неожиданно сыграл Филипа Карлайла, помощника Барнума. К Эфрону вопросов нет и быть не может, этот парень отлично справляется решительно с любой ролью, хотя его смазливая мордашка все так же предательски заставляет неискушенного зрителя в этом сомневаться. Пение, танцы, драматическая и комедийная часть — все отыграно как по учебнику.

Величайший шоумен (The Greatest Showman)

И, наконец, приятно удивила британо-шведская актриса Ребекка Фергюсон. Ей досталась роль великой оперной певицы, хотя в кадре она использовала отнюдь не академический вокал. И все же в роль она попала на 100%. Согласившись на эксперимент и отправившись из Европы за Атлантический океан с гастролями, ее героиня проявила себя не только как высококлассного профессионала, но и как обнаглевшую избалованную дворовую девку. Она отказалась дорабатывать гастроли, потому что Барнум отказал ей в совместном возлежании. Серьезный бизнесмен, искренний семьянин оказался на грани разорения из-за этой. Помните ту картинку с медведем, который что-то кричит из кустов? Так это он про нее!

В сухом остатке вот такую история нам рассказывает «Величайший шоумен». Взяв крупный кредит под сомнительный залог, мистер Барнум со второго раза открывает небывалое представление — то, что теперь называют цирком уродов. Он быстро богатеет на этом предприятии и даже добивается аудиенции у королевы Виктории. Однако высшее общество продолжает его отвергать. Он устраивает гастроли успешной оперной певицы, однако они срываются, а его цирк как источник основного дохода сжигают недоброжелатели. И все-таки он находит в себе силы вновь вознестись на Олимп и на этот раз занять свое место в мировой истории.

Величайший шоумен (The Greatest Showman)

Высшая Научная Мораль фильма «Величайший шоумен», возможно, формулируется так: не все новое обязательно плохо. Сформулировали так мягко, как только могли.

Засим выставляем «Величайшему шоумену» наши оценки по десятибалльной шкале:

  • Режиссерская работа: 9,5 балла
  • Актерская работа: 8,1 балла
  • Сценарий: 7,5 балла
  • Музыка: 8,7 балла.

В итоге получаем более чем заслуженные 8,5 балла. «Величайший шоумен» — очень доброе, красивое кино, которое настраивает на позитивный лад. Когда ходить на такие фильмы, как не в новогодние праздники?

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку