Унылая мумия

09.06.2017

Мумия (The Mummy)

Дорогой триллер и потенциальный блокбастер «Мумия» вышел на российские киноэкраны 8 июня 2017 года. Фильма ждали уже давно, а после выхода трейлера ожидания стократно усилились. Оправдала ли эта работа ожидания? Попробуем разобраться.

Режиссером «Мумии» выступил Алекс Курцман, в первую очередь известный как сценарист. Из-под его пера вышли первые две серии «Трансформеров» и перезапущенного «Звездного пути», бэевский «Остров» и «Человек-паук» образца 2014 года, сериал «Грань» и многое другое. Словом, в качестве сценариста он успел поработать над кучей громких и успешных голливудских проектов. А вот в качестве режиссера полнометражной ленты он до сей поры выступил лишь единожды, и это была очень приятная социально-семейная мелодрама «Люди как мы».

Мумия (The Mummy)

Вообще перезапуск «Мумии» — это важное событие для студии Universal. Предыдущая франшиза представляла собой нечто вроде приключенческой комедии с доставшим всех уже тогда Бренданом Фрейзером. Зато ее спин-офф открыл дорогу в большой кинематограф Дуэйну «Скале» Джонсону. На сей раз историю про восставшую древнеегипетскую мумию решили сделать по вошедшей десять лет назад в моду максиме «мрачнее и реалистичнее». Более того, с этим фильмом студия Universal громко анонсировала собственную «темную» киновселенную Dark Universe. Без блекджека и куртизанок, но с кучей классических монстров, которые теперь должны один за другим появляться в дорогих и красивых картинах. Помимо мумии, нам обещают Франкенштейна, Ван Хельсинга, Человека-невидимку, доктора Джекилла с мистером Хайдом и многих других. Все эти персонажи поселяются в одной вселенной и перемещаются от фильма к фильму. Задумка хорошая, особенно на фоне образцово-показательного идиотизма, которым сейчас страдают Marvel и DC Comics. Тем более, что при таких персонажах можно снимать весьма неглупое, поучительное кино, которое будет запоминаться.

К нашему превеликому сожалению, «Мумия» как первый фильм из «Темной вселенной» получился довольно слабым. Трудно сказать, что сыграло в этой досадной недоработке главную роль. В лучшем случае это неопытный режиссер, который всю жизнь был сценаристом. В худшем — продюсеры-перестраховщики, которые не готовы вкладывать деньги в дорогой фильм, несущий зрителю нечто большее, нежели просто развлекаловка. Десять лет назад были и Нолан со своим «Темным рыцарем», и Снайдер с «Хранителями». Начало казаться, что забрезжил маленький лучик надежды, и голливудские блокбастеры стали не только совершенными с технической точки зрения, но и глубокими как настоящая литература. Ан нет, сигнал был ложным, скудоумие никуда не делось, заокеанский кинопантеон продолжает нас пичкать дорогой и красивой дрянью.

Мумия (The Mummy)

Сценаристов в «Мумии» оказалось аж шестеро, и если судить по результату, то это классические крыловские «лебедь, рак и щука». На главную роль в эту картину пригласили Тома Круза, чье имя в титрах является своеобразным знаком качества. Актер прекрасно справляется практически с любой ролью, но только если его персонаж прописан четко и живо, если ему объясняют задачу и сверхзадачу, а не тупо гоняют по тексту перед камерой. Главный герой картины Ник Мортон в исполнении Тома Круза совершенно не похож на живого человека, потому что охарактеризовать его элементарно не получается. С одной стороны, он бесшабашный прохиндей, способный переспать с женщиной, а утром украсть у нее древнюю карту сокровищ. Тогда почему же у Ника практически отсутствует чувство юмора, почему в сценарии практически отсутствуют шутки? Бесшабашные прохиндеи такими не бывают. С другой стороны, ожившая мумия накладывает на него проклятье, он постоянно мучается видениями и тем, как мумия контролирует его поступки. Более того, в конце фильма он пожертвовал собой ради спасения любимой девушки, то есть совершил геройский поступок. Тогда почему он все это делал с каменным лицом? С такими лицами стоят в очереди в супермаркет, положив на ленту пиво и сушеную рыбку, а не сражаются с древним злом.

Мумия столь же бездушна, как и герой Тома Круза. Злодей должен иметь высшую цель, демонстрировать себе, своим приспешникам, врагам и, наконец, зрителю, что эта высшая цель у него действительно есть. Злодей должен радоваться победам и сокрушаться над неудачами, пусть и как-то по-своему. А в фильме «Мумия» нам показали какой-то облеченный сверхъестественной властью и сильным колдунством бездушный рубероид, который действует строго по программе.

Мумия (The Mummy)

Да и доктор Джекил, который появился уже в этом фильме, едва ли представляет собой нечто человекоподобное. От него оставили только интеллигентские манеры, страсть к науке и невнятные страдания от превращения в мистера Хайда. Он появляется и исчезает совсем некстати, и его мотивы находятся где-то по ту сторону интеллекта и тупости.

Таким образом, получаем довольно жалкую диспозицию персонажей. Из такого расположения фигур на шахматной доске по определению не могла получиться интересная партия. Все просто, бездушно и прямолинейно. Все интриги спускаются коту под хвост, а элемент неожиданности теряется в искусственно возбужденной суматохе. Сюжет развивается из точки А в точку Б, не сворачивая ни влево, ни вправо, и при желании довольно легко угадать, что нам покажут в следующей сцене. На фоне этого безобразия даже замечательный актерский ансамбль смотрится более чем бледно, а при таких именах это настоящая трагедия.

Мумия (The Mummy)

Итак, главную роль в перезапуске «Мумии» сыграл Том Круз. Его герой Ник Мортон служит в военной разведке в Ираке и потихоньку мародерствует на руинах древней Месопотамии. Оказавшись во власти мумии, Ник проходит через пару-тройку кругов ада и одерживает победу. Лишившись режиссерских ориентиров под неумелым командованием Алекса Курцмана, несчастный Том Круз вынужден тупо работать по тексту и включать свое знаменитое обаяние строго дозировано, видимо, в те моменты, когда режиссер отворачивался от съемочной площадки или отлучался по малой нужде.

Мумия (The Mummy)

То же самое можно сказать и про Софию Бутеллу, которой досталась роль древнеегипетской принцессы Аманет, впоследствии той самой ожившей мумии. В предыстроии София смотрится прекрасно, хмурит брови, влюбляется, жаждет фараонского трона и хвастается фигуркой. После пробуждения она уже не выходит из образа монстра, и потому не вызывает ни страха, ни сочувствия.

Мумия (The Mummy)

И, наконец, Рассел Кроу, он исполнил роль доктора Джекила и мистера Хайда. Кроу весьма убедительно нависает откормленными телесами над героем Тома Круза, и на этом его актерское мастерство как будто нарочно обрывается. Невнятно прописанный персонаж творит невнятные дела, и даже при превращении из Джекила в Хайда и обратно практически не меняется. Разве что в образе Хайда становится чуть менее женственным. Тьфу!

В сухом остатке история «Мумии» так же бледна, как и ее постановка, если вынести за скобки компьютерную графику. Лишившись надежды занять трон, древнеегипетская принцесса Аманет заключает сделку с богом Сетом и лишь немного не успевает исполнить свою часть контракта. Подданные скручивают ее и заточают в ртутном озере вдали от родины, где она проводит пять тысяч лет. По истечении этого срока она получает свободу и пытается довести задуманное до конца. Открытый финал.

А вот с Высшей Научной Моралью в фильме «Мумия» все далеко не так плохо, видимо, она перекочевала в фильм еще из самой первой версии сценария, до которой руки воинствующих скудоумцев еще не добрались. Сформулируем ее так: в любом человеке может оказаться столько сил добра, что никакие древние могущественные темные силы не смогут его победить.

Мумия (The Mummy)

Засим выставляем картине «Мумия» наши скромные оценки по десятибалльной шкале:

  • Режиссерская работа: 4,5 балла
  • Актерская работа: 6,0 балла
  • Сценарий: 4,0 балла
  • Компьютерная графика: 7,2 балла.

В среднем арифметическом получаем позорные для подобного проекта 5,4 балла. Вывод такой: если данный шедевр провалится в прокате и создаст угрозу для зарождающегося мира «Темной вселенной» Universal, то в этом мире еще не все потеряно. Если же «Мумия» окажется коммерчески успешной, то нас и дальше будут пичкать дорогим и некачественным кинопродуктом. Тем не менее, обязательно посетите этот фильм в кинотеатре, может быть, мы что-то пропустили?

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку