Если мы ничего не делаем, мы тоже не люди

19.01.2018

Форма воды (The Shape of Water)

Мировая премьера сказки для взрослых «Форма воды» состоялась еще в августе прошлого года. Очень жаль, но до российских экранов эта лента добралась только 18 января 2018 года. Действительно, безумно жаль, потому что кино вышло чудным. И только вам решать, на какой слог ставить ударение в слове «чудным», оба варианта одинаково правильные.

Режиссером и сценаристом (не единственным сценаристом) выступил маэстро Гильермо дель Торо. И еще раз безумно жаль, если такого человека нужно представлять отдельно. Это из-под его пера вышли второй «Блейд», оба «Хеллбоя», «Лабиринт Фавна», «Тихоокеанский рубеж», сомнительный «Багровый пик» и многое другое. Гильермо дель Торо обладает уникальным, неповторимым почерком в постановке, впрочем, даже его продюсерские работы имеют некий отблеск его несметного таланта. Каждая его режиссерская работа — настоящее событие в мировом кинематографе (это не красное словцо, все так и есть). И «Форма воды» не стала исключением.

Форма воды (The Shape of Water)

Для человека, знакомого с классической советской литературой, история об антропоморфном существе, способном жить и на суше, и в воде, не является новинкой. Роман Александра Беляева «Человек-амфибия» вышел еще в 1927 году, а поставили его в 1961 году. У «Формы воды», конечно же, немало общего с классической советской книгой, но и различия более чем существенны. Достаточно хотя бы того, что Беляев в своем произведении так или иначе тяготел к реализму, а у дель Торо история подается как сказка, и тому есть явные формальные подтверждения. Музыка (Александр Депла, судя по всему, написал свою лучшую музыку), интонации, поведение персонажей, да и построение сюжета. В этом картина напоминает «Лабиринт Фавна».

Итак, о чем же рассказывает «Форма воды»? В первую очередь об одиночестве. Одиночество — самая ужасная вещь для нищих духом. Для тех, кому в этой жизни паталогически скучно, для тех, кто испытывает насущную нужду в обществе и довольствуется любой компанией, принимая себе в друзья кого угодно, даже самые отвратительные отбросы природы. Мы ни в коем разе не осуждаем таких людей, их в этом мире подавляющее большинство, и этих людей, конечно же, искренне жаль. Вообще практически все персонажи «Формы воды» очень жалкие.

Форма воды (The Shape of Water)

Жалкая главная героиня — уже не юная, не свежая и отнюдь не привлекательная женщина. Она живет над кинотеатром, снимая свою жалкую жилплощадь за сущие гроши. Каждое утро она просыпается по звонку будильника, делает скромный завтрак для себя и своего соседа. А в ходе водных процедур у нее есть только жалкие три минуты на плотскую борьбу с одиночеством. Сразу становится понятно, почему она проникается теплыми чувствами к человекоподобному земноводному чудовищу, и совершенно естественно смотрится сцена их плотского единения. Совершенно противоестественное действо, снятое на удивление не отвратительно и даже весьма эстетично. Не извольте беспокоиться, уважаемые моралисты, никаких подробностей на экране не показывают.

Жалкий сосед главной героини — престарелый бывший алкоголик и никому не нужный гей. Его подкат к бармену выглядит нарочито нелепо, хотя в остальном это талантливый товарищ, верный друг, очень добрый и справедливый человек. Это в его голове все становится на свои места, когда главная героиня говорит ему фразу, которую мы вынесли в название нашего материала: «Если мы ничего не делаем, мы тоже не люди». Очень меткая фраза, в ней содержится жирный и явный ключ к пониманию природы маленького жалкого человека.

Форма воды (The Shape of Water)

Да, друзья мои, если люди маленькие и жалкие, это не значит, что они ничтожества. Не будем копаться в статистике, но ведь не исключено, что большинство самых отчаянных героических поступков в истории человечества совершили именно такие представители нашего вида. Жалкому человеку почти (или совсем) нечего терять, ему не нужно носить маску и выпрыгивать из штанов, чтобы не переставать нравиться начальству. Истинное подобострастие — удел и бремя по-настоящему сильного человека. А слабый оказывается менее зашорен, он смотрит на мир более трезвым взглядом, ему проще разобраться в истинной природе вещей, ибо он куда ближе к истокам.

Столь же жалок и тот самый человек-амфибия. Он паталогически одинок, что естественно в его ситуации. И он как нельзя более близок к истинной и изначальной природе вещей. В том числе и тогда, когда он убивает и съедает домашнюю кошку (гореть за это обоим сценаристам в аду!). Видимо, такими поступками авторы картины иллюстрируют его полное единение с природой. А зритель, если в нем еще остается что-то человеческое, понимает, что какой бы романтичной ни была история, эта мерзкая амфибия — действительно мерзкая амфибия, животное с зачатками интеллекта, животное дикое и опасное. Возможно, Самый Злой был не настолько уж неправ, когда бил эту водоплавающую штуковину током.

Форма воды (The Shape of Water)

И, конечно, особо деликатно выглядел антагонизм Самого Злого, руководителя тайной лаборатории времен Холодной войны, и рядового ученого из этой лаборатории, который на самом деле оказался советским шпионом. Советский шпион — такое же жалкое и маленькое существо, как и главные герои фильма «Форма воды». Он использует свои шпионские штучки, чтобы спасти человека-амфибию. Даже вопреки американскому и советскому руководству, ведь обе стороны конфликта жаждали смерти этого таинственного объекта. Даром, что по разным причинам.

В итоге слабые и жалкие развивают бурную деятельность, тогда как сильные и (относительно) красивые ровно сидят на попах и ничего не делают даже в крайней опасности.

Форма воды (The Shape of Water)

Элайзу Эспосито, главную героиню «Формы воды», сыграла британская актриса Салли Хокинс. Сам Гильермо дель Торо уверяет, что эту роль он писал специально для нее. В это охотно верится, в других картинах Салли намного симпатичнее своей убогой Элайзы, что нисколько не помешало актрисе буквально слиться со своей героиней. По сути, мы увидели не роль, а живого человека, хотя и с несколько вычурным поведением. Это, конечно, дань сказочной манере повествования. То тем сложнее актерская задача, ведь показать живого человека в откровенной сказке, при этом не пожертвовав ни живым человеком, ни сказкой — это настоящий подвиг.

Форма воды (The Shape of Water)

Мы нисколько не удивились, увидев Ричарда Дженкинса в роли Джайлза, того самого соседа Элайзы, спившегося, но завязавшего художника-оформителя и робкого гея. Подобные роли удаются Дженкинсу лучше всего, он абсолютный флегматик, его герой лучится мудростью, не всегда обладая ею. И, по сути, оказывается душой всей картины. При этом речь идет о слабом и маленьком человеке, который и остается таким до самых финальных титров, хотя и совершает настоящие большие поступки.

Форма воды (The Shape of Water)

Еще один актер, оказавшийся в родной стихии — Майкл Шеннон, сыгравший Ричарда Стрикленда, главного отрицательного персонажа фильма «Формула воды». Плохие парни выходят у Шеннона просто гениально, чему способствует и его специфическая внешность, и особый темперамент. Причем, играя отчаянных плохишей, Майкл в каждой роли умудряется находить что-то новое и прежде небывалое. Словом, он действительно человек стихии.

Форма воды (The Shape of Water)

И, наконец, хочется отметить актера Майкла Стулбарга, который, похоже, вернулся к роли профессора Гопника из фильма братьев Коэнов. Это снова ученый, хотя уже и не преподаватель. Это человек, которого раздирает надвое, натрое или даже на сто маленьких частей противоречивость ситуации, в которой он оказался. Его американское начальство хочет одного, советское — другого, а сам он хочет третьего, хотя в результате события развиваются по какому-то своему особому сценарию.

Форма воды (The Shape of Water)

В сухом остатке вот о чем повествует нам «Форма воды». Уборщица, работающая в секретной научной лаборатории, сходится с очень странным объектом исследований — человекоподобным водоплавающим существом. В этой лаборатории с ним обращаются очень нехорошо, а когда существу решают сделать вивисекцию, она организует его похищение, и по ходу операции к ней присоединяются совершенно неожиданные люди. Хозяева лаборатории и их заклятые враги пытаются добраться до этого существа, но им это не очень-то удается.

Высшую Научную Мораль «Формы воды» сформулируем так: маленькие и жалкие люди способны на большие и яркие поступки, но даже и без них жизнь таких людей может быть очень интересной.

Засим выставляем «Форме воды» наши оценки по десятибалльной шкале.

  • Режиссерская работа: 10,0 балла
  • Актерская работа: 9,9 балла
  • Сценарий: 8,0 балла
  • Операторская работа: 9,5 балла.

В среднем арифметическом получаем 9,4 балла. Но этого, кажется, маловато. Поэтому волевым усилием увеличиваем итоговую оценку до 9,6 балла. Просто потому, что нам так хочется. «Форма воды» — действительно очень хорошее кино. Едва ли таких наберется хотя бы десяток в 2018 году. Не пропустите его.

Автор: Олег Федоров

Форма воды (The Shape of Water)


Возврат к списку