Грустный снеговик

24.11.2017

Снеговик (The Snowman)

Классический скандинавский детектив «Снеговик» дебютировал на экранах российских кинотеатров 23 ноября 2017 года. Картина была весьма и весьма ожидаемой, но за последние пару дней перед официальной премьерой только ленивый кинокритик не поругал эту работу. Попробуем разобраться, все ли так плохо. Спойлер: нет.

Режиссерское кресло «Снеговика» занял шведский постановщик Томас Альфредсон. До настоящего момента известный только двумя своими картинами: оригинальной постановкой постмодернистской вампирской драмой «Впусти меня», а также классическим шпионским детективом с идиотским локализованным названием «Шпион, выйди вон!» (черт побери, даже с восклицательным знаком на конце). Прежде обласканный кинокритиками, со своей новой постановкой «Снеговик» Томас теперь подвергся массовому остракизму и обструкции со стороны этой дружной дуробратии. К слову, это же сообщество мировых кинокритиков уверяло нас, что оригинальная картина «Впусти меня» была намного сильнее. Однако, по нашему не столь скромному убеждению, версия Мэтта Ривза, снятая в Голливуде два года спустя, оказалась в разы мощнее, вобрав в себя всю мощь оригинала и добавив простого человеческого драматизма.

Снеговик (The Snowman)

Что же касается внезапно начавшейся истерии относительно «Снеговика», мы, не желая пускаться в оскорбления и низость, спишем эту истерию на всеобщее помешательство. Вопреки Эдуарду Успенскому выясняется, что не только гриппом все вместе болеют, но и с ума сходят. Ответственно заявляем: «Снеговик» Томаса Альфредсона снят строго в авторском стиле, манера изложения ни на йоту не отходит от того, как шведский режиссер снял две свои предыдущие картины. Не будем кривить душой, с литературным оригиналом, одноименным романом норвежского писателя Ю Несбё мы пока не ознакомились, поэтому восприятие кинематографической версии у нас абсолютно чистое, практически с нуля.

На чистом восприятии фильм смотрится, конечно, не так просто. Не сразу разбираешься в персонажах, их именах, родственных связях, мотивах и прочем. Хотя, если смотреть фильм внимательно, а не шелестеть на весь зал попкорном и не ковырять вдумчиво в носу, то разобраться во всем этом вполне можно. Это даже не особенно-то и трудно. Даже если учесть, что «Снеговик» — это уже седьмая книга в серии, и у многих персонажей уже очень большая, длинная и сложная история. Разумеется, не используя флешбеков, уместить все эти подробности в двухчасовой ленте совершенно нереально, но для этого и понадобился такой талантливый режиссер как Томас Альфредсон. Он плюс целая кодла сценаристов решили, какие ключевые моменты следует показать и как это сделать, чтобы дать зрителю необходимый минимум объяснений. Чтобы история не расползлась по швам. История не расползлась по швам.

Снеговик (The Snowman)

Сама история относительно проста и уж точно не нова. Получив в детстве тяжелую психологическую травму, некий мужчина вырос в маньяка-убийцу, он безжалостно (кроваво и с расчлененкой) расправляется со своими жертвами. А по его следу уже спешит снискавший лавры и ставший легендой полицейский-алкоголик, который успешно распутывает это сложное дело и нейтрализует злодея. Незакрытый гештальт у маньяка, тяжелая судьба у полицейского — довольно традиционная история, крепко, но вместе с тем несколько нежно рассказанная режиссером и как по учебнику отыгранная классными артистами.

Трудно сказать, чего ожидали недовольные этой постановкой критики. Того, что будет страшно, что при просмотре будут трястись поджилки? Не тот жанр, друзья. Захватывающей истории, от которой не оторвать глаз? Это смешно, речь идет о скандинавском неонуаре, традиционно флегматичное повествование, изредка прерывающееся шокирующими моментами, которые для пущей убедительности показываются предельно спокойно, но при этом не отстраненно. Словом, подобные мнения «критиков» напоминают поведение сытого избалованного кота, который отказывается есть свежий корм и всеми мявами и немявами требует, чтобы его удивили. А что до актерской игры — так, ребята, подобный состав сбоев не дает, особенно при грамотном режиссере. Персонажи более чем достоверные, и никакая шекспировщина или достоевщина тут просто не нужна.

Снеговик (The Snowman)

Главная роль, роль детектива и алкоголика Харри Холе досталась Майклу Фассбендеру. С учетом неповторимой харизмы и природного таланта глупо было бы предполагать, что такой актер с ролью не справится. На экране он выдал все, что мир знает о хрестоматийных скандинавских мужчинах. Относительно спокойный внешне, не очень эмоциональный, но при этом адекватно реагирующий на все испытания, которые подкидывает ему судьба. Он правильно делает свое дело и не советуется ни с кем, потому что точно знает, когда и как можно добиться результата.

Снеговик (The Snowman)

Роль его напарницы досталась британо-шведской актрисе Ребекке Фергюсон. В ее исполнении Катрина Братт также отличается высоким профессионализмом и скупыми, но практически осязаемыми эмоциями. Она тоже делает свое дело без оглядки на окружающих, хотя как проходной персонаж делает это не слишком осмотрительно. И это тоже более чем наглядно продемонстрировано.

Снеговик (The Snowman)

Партия Ракель, близкой подруги главного героя, досталась Шарлотте Генсбур. Этой даме всегда особенно хорошо давались совершенно безумные персонажи, иногда кажется, что в подобных ролях она чувствует себя наиболее комфортно. Что особенно примечательно, наиболее ярко ее игра проявляется, когда Ракель ведет себя более адекватно и традиционно в общепринятом понимании.

Снеговик (The Snowman)

Амбивалентностью, то есть внутренней симбиотичной противоречивостью удивил гениальный американский актер Дж. К. Симмонс. В «Снеговике» это отнюдь не добрый и располагающий к себе дядька, не муж Горной Девы, это суровая и даже избалованная акула бизнеса, похотливый мерзавец, который находит весьма нездоровые способы принести возмездие тем, кто ему досаждает. Таким Дж. К. Симмонс бывает крайне редко, и пропустить подобную роль было бы преступлением.

Отменно отыграл свою сложную роль Вэл Килмер, ему досталась партия отставного детектива. Это человек сложной судьбы и еще более сложного характера, таких бескомпромиссных, но талантливых людей выгоняют из органов в первых рядах. Контролировать их не получается, а справедливость, точнее, свои понятия о справедливости они всегда ставят выше закона.

Снеговик (The Snowman)

И, наконец, почти незаметной оказалась роль смешного английского актера Тоби Джонса. В этой своей роли он совершенно не смешной, вот только экранного времени у него оказалось с гулькин нос. Надо полагать, в литературном первоисточнике это был куда более глубокий персонаж.

В сухом остатке получаем вот какую картину. Испытав в детстве глубокие переживания, безразличие отца и самоубийство матери, главный антагонист к взрослому возрасту окончательно рехнулся. Теперь он выходит на охоту, когда идет снег, отыскивает себе жертву среди незамужних женщин с детьми и жестоко ее убивает, оставляя на месте преступления зловещего снеговика. Живущий кучей иного рода психологических проблем детектив Харри Холе выход на след убийцы.

Высшую Научную Мораль фильма «Снеговик» решимся сформулировать вот таким образом: растите детей в атмосфере любви и покоя. Иначе всем будет плохо.

Снеговик (The Snowman)

Засим выставляем фильму «Снеговик» наши оценки по десятибалльной шкале.

  • Режиссерская работа: 7,8
  • Актерская работа: 7,7
  • Сценарий: 4,8
  • Операторская работа: 8,0

Да, без ложной скромности поставим «Снеговику» 7,0 балла, и субъективно эта оценка кажется очень даже заниженной. А что касается критиков... да пошли они!

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку