Планета обезьян: Война

14.07.2017

Планета обезьян: Война (War for the Planet of the Apes)

Постапокалиптическая драма «Планета обезьян: Война» вышла на экраны российских кинотеатров 13 июля 2017 года. Кино целиком и полностью оправдало все возложенные на него ожидания, мы получили третью и заключительную часть драматической и очень поучительной истории.

Режиссером картины «Планета обезьян: Война» выступил режиссер Мэтт Ривз, пожалуй, его можно называть одним из немногих светлых пятен в голливудском сумраке бездарных постановщиков и трусливых продюсеров. Сняв в девяностые годы две посредственные ленты, он переключился на сериалы, чтобы в 2008 году вернуться с оглушительным и таинственным «Монстро» (очередной привет отечественным локализаторам). Затем он нас порадовал подростковой вампирской драмой «Впусти меня. Сага» (какая, к чертям собачьим, «Сага»?), а после этого переключился на тему разумных мартышек. Мэтт каким-то чудом умеет сочетать красивое, зрелищное кино с драматическими историями, имеющими хоть какой-то смысл. И в этом разрезе перезапущенную, а теперь уже завершенную трилогию «Планета обезьян» можно поставить в один ряд с нолановским «Бэтменом».

Планета обезьян: Война (War for the Planet of the Apes)

Фильм «Планета обезьян: Война», третья и заключительная часть трилогии, получился в духе первых двух, здесь мы видим тот же настрой, ту же масштабность и тот же моральный выбор, перед которым постоянно становятся персонажи. Нас снова заставляют задуматься, как бы любой из нас поступил в подобной ситуации. А если не лениться и подумать чуть глубже, становится немного не по себе, что подобные ситуации у нас встречаются на каждом шагу, достаточно лишь сбросить с экрана всю эту апокалиптическую и фантастическую мишуру. Разумеется, как и все остальные истории из мира «Планеты обезьян», даже образца 1968 года, нам дают возможность поразмыслить о вопросе человечности. О том, что это такое. О том, один ли только человек способен на человечность. И еще о том, достаточно ли человечен сам человек. Чтобы мы не путались в терминах, нам с экрана подобрали наиболее близкий синоним: милосердие. В общем и целом достаточно полная замена.

С первой же сцены нас заставили задуматься о проблеме предательства. Отряд человеков выслеживает местоположение обезьян и начинает атаку. И среди этого обезьяноненавистнического отряда мы нам внезапно показывают гориллу и шимпанзе. То есть перебежчиков, которые пошли воевать против своих же. Не просто против своего же политического течения или представителей своей крови. Против представителей того же биологического вида. Это, пожалуй, самое чистое и незамутненное предательство, какое только можно придумать, предательство на уровне природы. И в связи с этим простой вопрос: что должно было произойти, конфликт какого уровня должен был возникнуть, чтобы обезьяны пошли воевать против обезьян? Чтобы воевали рядом с людьми и позволяли называть себя «шавками» (в оригинале «donkey», то есть «ослик»)?

Планета обезьян: Война (War for the Planet of the Apes)

Что же касается милосердия, то здесь все получилось гораздо интереснее. Очень неожиданно получилось. Каким-то чудом авторы фильма «Планета обезьян: Война» противопоставили милосердие интеллекту. Это получилось как-то тихо, спокойно и незаметно. Но совершенно неумолимо. Вирус, который сделал обезьян умными, а большинство людей на планете мертвыми, мутировал. Обезьяны продолжают умнеть, все чаще они говорят обычной устной речью. А люди, которые все до одного стали носителями этого вируса, больше не умирают от него. Они глупеют, становятся примитивными. И первый симптом — это утрата способности разговаривать. Казалось бы, именно глупость и примтивизм должны стать причиной упадка человеческого вида как такового. Но нет, то тут, то там мы замечаем, что неспособные говорить люди теряют агрессивность. И становятся милосердными. Такими же изначально оказываются еще не научившиеся говорить обезьяны. А хваленый и высокомудрый Цезарь, предводитель всез обезьян, теперь прикладывает немалые усилия, чтобы проявить милосердие. И то только тогда, когда это необходимо по политическим соображениям. Иной раз даже кажется, что глупость и примитивные устремления преподносятся авторами картины как руководство к действию для зрителя. Зачем?

Планета обезьян: Война (War for the Planet of the Apes)

А это третья особо глубоко рассматриваемая тема в фильме «Планета обезьян: Война». Большая группа хорошо организованных, подготовленных и вооруженных людей захватывает большую группу обезьян. Некоторых убивают. А остальных загоняют в некое подобие концлагеря, где они строят большую каменную стену для своих захватчиков. Зачем захватившим их людям большая каменная стена? Чтобы воевать с другими людьми. Вот вам и милосердие! Если обезьяны поодиночке перебегают к людям, то люди продолжают воевать друг против друга! А почему? А потому, что они умнее. Разум, повторимся, преподносится как синоним агрессии и беспощадности. Ну, минимум как сопутствующее качество.

Так вот, загнанные в концлагерь обезьяны до появления Цезаря послушно трудятся на благо своего противника. Они не решаются не только восстать, они не решаются даже попросить у него еды и питья. Подобный феномен наблюдался и в нацистских лагерях, где небольшая кучка охранников держала в страхе сотни и тысячи заключенных. И крупные бунты встречались крайне редко. Эти единичные случаи, объясняют нам авторы картины «Планета обезьян: Война», обусловлены только фактором личности. Появился в коллективе свой Цезарь — и началось какое-то сопротивление. А остальные сидят и молчат. Как скот.

Планета обезьян: Война (War for the Planet of the Apes)

Об актерской игре рассуждать довольно сложно, поскольку все ключевые роли в фильме «Планета обезьян: Война» были исполнены актерами с использованием технологии motion capture. Компьютерная система производила захват их движения, и нарисованные куклы в кадре двигались точно так же.

Планета обезьян: Война (War for the Planet of the Apes)

Главную роль, роль Цезаря, вожака всех обезьян, исполнил гениальный британец Энди Серкис. Он обладает практически беспрецедентным опытом работы с технологией motion capture. Это Серкис исполнил роль Голлума во «Властелине колец» и «Хоббите», это он воплотил на экране Кинг-Конга в 2005 году. В его исполнении Цезарь действительно очень похож на человека, он обладает более чем убедительной, хотя еще и несколько звериной, мимикой. И, конечно, в полный неадекват зрителя вводят совершенно человеческие глаза этого шимпанзе.

Планета обезьян: Война (War for the Planet of the Apes)

Столь же интересную работу проделал американский актер Стив Зан, который двигал на экране забавного шимпанзе по имени Плохая Обезьяна. На самом деле этот обезьян оказался отнюдь не плохим, а очень даже хорошим, хотя был достаточно умным и даже умел говорить. Это классическое добавление смешного и доброго персонажа в серьезную драматическую историю, Стив классно исполнил свою роль не только на контрасте, но и абстрагируясь от всего прочего.

Планета обезьян: Война (War for the Planet of the Apes)

И, конечно, нельзя не отметить роль Полковника, которую блистательно исполнил Вуди Харрельсон. Собственно говоря, тут и комментарии совершенно излишни, этот товарищ упорно не дает сбоев. В его исполнении Полковник предстает совершенно неадекватным дядькой, который поставил перед собой цель и стремится ее достичь любой ценой, даже войной с другими людьми. Конечно, же, лучше всего Харрельсону удаются съехавшие с катушек безумцы, и здесь он сел на своего любимого конька.

В сухом сотатке получаем примерно такой сюжет фильма «Планета обезьян: Война». Спрятавшиеся в лесу разумные обезьяны не хотят воевать, они хотят просто жить в своем лесу, ни на кого не нападая. Однако воинствующие люди продолжают их доставать. Обезьяны находят способ незаметно покинуть лес, тогда как Цезарь отправляется к людям, чтобы свести личные счеты. Однако по пути все обезьянье племя захватывают в плен, и Цезарю приходится их вызволять, тем более, что эта операция совпадает с его личной целью. Война. Победа. Конец истории.

Планета обезьян: Война (War for the Planet of the Apes)

А вот с Высшей Научной Моралью здесь все вышло как-то смешно. Сформулируем ее так. Если ты — безропотная скотина, значит, ты милосердный. Чтобы быть милосердным, ты должен стать глупым. Кхм.

Засим выставляем ленте «Планета обезьян: Война» наши скромные оценки:

  • Режиссерская работа: 9,8 балла
  • Актерская работа: 9,9 балла
  • Сценарий: 7,5 балла.

К сожалению, из итогового результата мы вынуждены вычесть еще один балл за сценарий. Сценарий хороший, умный и интересный. Вот только повело его куда-то не туда. Поэтому в итоге «Планета обезьян: Война» получает у нас только 8,0 баллов. Обязательно сходите в кино и убедитесь, что оценку мы занизили совершенно несправедливо. Это классный фильм!

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку