Просто защитники

24.02.2017

Защитники

Первый российский супергеройский боевик «Защитники» вышел на экраны 23 февраля 2017 года. Вопреки многочисленным скептическим ожиданиям, кино вышло вполне даже съедобным и достойным просмотра.

Отечественный кинематограф — существо глубоко несчастное. В России есть куча киношников как широкого, так и узкого профиля, однако большинство продукции на выходе оказывается, вежливо говоря, неприемлемого качества. Если же говорить об успешных проектах, по-настоящему смотрибельных лентах, то ситуация и подавно загадочная: высокое искусство у нас получается куда легче и чаще, нежели коммерческое зрелищное кино. И в этом смысле одиозная фигура режиссера Сарика Андреасяна предстает практически спасителем России. После не слишком удачного «Землетрясения», которое мы смотрели всего пару месяцев тому назад, он выпустил вполне приличный супергеройский боевик «Защитники». А все почему? А все потому, что на сей раз он не пытался выступать в роли творца, не пытался закладывать глубоких мыслей и терзать зрителя сложным моральным выбором. Он сработал исключительно как ремесленник и показал, чего по-настоящему стоит.

И в самом деле, господин Андреасян снискал себе славу печально известного режиссера потому, что в своих предыдущих работах чуть более чем безуспешно пытался поднимать какие-то психологические проблемы, пытался разобраться в личности того или иного персонажа, не до конца понимая, что он сам хочет сказать. В итоге предыдущие его картины оказывались красивыми, но совершенно пустыми. И очень жаль, что такой потенциал он разбазаривал попусту. В «Защитниках» всей этой психологической мишуре совершенно не место. Глубина истории здесь такая, что утонуть не получится даже при всем желании. И остается только визуальная составляющая: зеленый экран, обильная компьютерная графика, масштабные разрушения мегаполиса, а также боевая хореография. Со всеми этими задачами Сарик справился на все сто.

Защитники

При желании можно было бы от души покритиковать «Защитников» за их явную вторичность, потому что большинство сверхспособностей, продемонстрированных персонажами, мы уже где-то видели. И, вероятно, это было бы справедливо. Справедливо, но бессмысленно. Во-первых, в России практически нет комиксовой культуры и собственных супергероев. Точнее, есть и то, и другое, но только на стадии зарождения. Во-вторых, едва ли после почти векового существования культуры комиксов в США возможно придумать какого-нибудь абсолютно уникального супергероя или суперзлодея. Все уже придумано до нас. Поэтому и в этих ихних голливудах супергерои из вселенных Marvel и DC Comics не так уж сильно отличаются друг от друга. Поэтому перед Андреасяном стояла несколько иная задача: создать отечественных супергероев в принципе. И тут подошли бы совершенно любые, потому что до настоящего момента не было вообще никаких.

Грустно другое. Флагман комиксостроения в мире сейчас только один — это Marvel. С многочисленными «Мстителями», «Людьми Икс», «Стражами галактики» и кучей сопутствующих повествований. Призванная быть конкурентом DC Comics до сих пор не оправится от ухода Кристофера Нолана, а без него ничего приличного так и не получается, если не считать относительно недавнего «Отряда самоубийц». Многочисленные яйцеголовые критики и киноведы уже не первый год твердят, что фильмы по комиксам скоро лопнут как мыльный пузырь, и весь Голливуд останется у разбитого корыта. Пока что этого не происходит, а выручка от супергеройских блокбастеров остается высокой, практически невзирая на объективное качество продукции. Вся эта катавасия продолжается уже не первый год, а Россия только сейчас робко пытается протиснуться на этот праздник жизни. Неужели в отечественном кинематографе все настолько плохо, что как-то пытается исправить ситуацию только один человек, и человек этот — Сарик Андреасян? Неужели комиксы — настолько бесполезный жанр, что мэтры отечественного кино так и продолжают плеваться от одного только этого слова? Дамы и господа, ни один жанр не может быть плох сам по себе. Ни один. Жанры плохими не бывают, плохими бывают только фильмы. Когда-то и научная фантастика считалась несерьезной. А потом в этом жанре выступил Андрей Тарковский. Впрочем, об этом именитым киношникам тоже лучше не напоминать.

Возвращаясь фильму «Защитники», хочется поговорить об актерском составе, который в целом смотрелся очень прилично.

Защитники

Первого супергероя по имени Лер сыграл Себастьян Сисак. Лер умеет управлять камнями, при помощи телекинеза поднимает и бросает их или даже обкладывается ими как костюмом. Сморится это довольно красиво. О психологии данного персонажа много сказать не получится, ее в «Защитниках» не очень-то и раскрывали. Спокойный, степенный и, пожалуй, справедливый. Словом, такой, каким и положено быть супергерою из Армении.

Защитники

Казахского супергероя по имени Хан сыграл казахский актер Санжар Мади. Главный талант Хана — это скорость, настолько высокая, что иногда его передвижения больше походят на телепортацию в стиле Курта Вагнера из «Людей Икс». Хан, пожалуй, самый смелый и самоотверженный из всей четверки постсоветских супергероев. И самый нелюдимый. Возможно, таким его сделала казахская мафия, которая на него охотилась. К счастью, безуспешно.

Защитники

Третий супергерой — сибиряк Арсус, его сыграл Антон Пампушный. Из всей четверки он самый умный, настоящий ученый. А еще он превращается в большого и страшного медведя, который намного сильнее и намного быстрее обычного косолапого мишки. Арсус рефлексирует больше всех остальных и даже порой грустит. Возможно, это вызвано еще и тем, что он влюблен в четвертого члена команды — крымчанку Ксению.

Защитники

Крымчанка Ксения — четвертый супергерой из «Защитников», ее роль исполнила Алина Ланина. Ксения может делаться невидимой, если есть вода. А еще она переносит любые температуры, ей не страшно ни холодное, ни горячее. Поскольку в России проблема сексизма до сих пор не считается проблемой, авторы решили психологически выделить Ксению из остальной команды, привив ей традиционные в сексистском обществе женские качества: страсть ко всему изящному, импульсивность и некая кокетливая горделивость.

И, конечно, в фильме про супергероев не обошлось без суперзлодея. Таковым стал Август Куратов, роль которого сыграл Станислав Ширин. Когда-то Август был основателем программы по созданию супергероев во всех республиках СССР. Однако потом он предал Родину, сам стал сверхчеловеком и пропал на сорок лет. В настоящее время Август выглядит уродливым перекачанным дядькой, увешанным невнятным искрящими проводами и шлангами. Куратов управляет всей техникой и обладает сокрушительной физической силой. Нокаутировать гигантского медведя способен не всякий.

Защитники

Правительственным куратором «Защитников» стала майор Елена Латина в исполнении Валерии Шкирандо. Здесь тоже ничего запредельного в актерском плане мы не увидели. Симпатичная девушка строгой внешности просто играет по тексту, делая пафосные сцены еще более пафосными. Возможно, мы что-то упустили в этой жизни, но майор от Министерства обороны, носящая обтягивающие кожаные штаны в штабе спецоперации — это забавно даже для супергеройского кино.

В сухом остатке получаем примерно такой сюжет «Защитников». Пропавший из виду сорок лет назад мятежный ученый Август Куратов убивает российского министра обороны, захватывает кучу военной техники, а с ее помощью и столицу нашей необъятной Родины. Для борьбы с ученым военные договариваются с четырьмя из его творений, которые, в свою очередь, соглашаются за что-то отомстить Августу. Куратов активно отбивается, однако один старый дедушка, который когда-то с ним работал, внезапно обнаруживает способ усилить супергероев и победить суперзлодея. План срабатывает. Счастливый конец.

Защитники

С Высшей Научной Моралью в фильмах Сарика Андреасяна всегда было туговато. Возможно, здесь она формулируется так: против лома нет приема, если нет другого лома. То есть победить суперзлодея может только супергерой. Мысль свежая, а главное — оригинальная.

Засим выставляем наши оценки по десятибалльной шкале

  • Режиссерская работа: 7,5 балла
  • Актерская работа: 6,0 балла
  • Сценарий: 5,5 балла
  • Операторская работа и компьютерная графика: 7,5 балла.

Оценка за операторскую работу и компьютерную графику, то есть за визуальную часть в целом, мы снизили на балл только из-за того, что сегодня такие фильмы надо снимать в формате 3D. И не так ужасно, как это сделал Бондарчук в «Притяжении». В остальном «Защитники» получают у нас совершенно заслуженные 6,6 балла. Плюс положительную рекомендацию: фильм вполне достоин просмотра и даже похода в кинотеатр.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку