Землетрясение Андреасяна

02.12.2016

Землетрясение

Фильм «Землетрясение», повествующий об одной из крупнейших трагедий в истории Армении и всего Советского Союза, вышел в прокат 1 декабря 2016 года. Кино получилось весьма противоречивым, попробуем в этих противоречиях разобраться.

Сразу же считаем своим долгом отметить, что необходимо четко разделять две вещи. Первая — это поистине трагические события в Армении, унесшие жизни 25 тысяч человек. То, что случилось, ужасно безо всяких оговорок, и на самом деле такого происходить не должно. Тут и добавить нечего. Вторая вещь — это фильм Сарика Андреасяна, посвященный этим трагическим событиям. Наша рецензия посвящена фильму, только фильму и ничему, кроме фильма.

Мы не зря сделали это небольшое отступление, потому что режиссером, повторимся, стал Сарик Андреасян, одна из наиболее одиозных личностей в российском кинематографе. Что уж скрывать, многие его режиссерские работы имеют низкие рейтинги на сайтах типа «Кинопоиска», и мы не будем скрывать, что таких низких рейтингов эти картины заслужили целиком и полностью. Это и римейк «Служебного романа», и снятое в Голливуде «Ограбление по-американски», и все остальное, включая прошлогоднюю «Мафию».

Если судить с позиции зрителя, то все его картины объединяет одна и та же черта — бездушность. Она же главный недостаток всех его работ. От ленты к ленте технический профессионализм господина Андреасяна растет, это видно невооруженным глазом. Проекты становятся все более амбициозными, компьютерная графика — все более красивой, да и сюжеты все более интересными. Но на выходе мы получаем одно и то же — мертворожденное кино, у которого нет будущего. В этом плане режиссер сродни архитектору, особенно в наши дни. Для успеха в данной профессии необходимы очень серьезные технические навыки, необходимы определенные знания из всех профессий, участвующих в кинопроизводстве. Но все это решительно теряет смысл, когда конечный продукт начисто лишен творческой жилки. Отсюда, если вернуться к аналогии с архитектурой, унылые панельные коробки вместо уютных жилых домов. И отсюда же все работы Сарика Андреасяна. И мы не будем делать скидки на то, что его новый фильм «Землетрясение» рассказывает об ужасной трагедии. Повторимся, одно дело трагедия, и совсем другое — отвратительно снятый фильм.

Землетрясение

Трейлеры «Землетрясения» начали выходить уже давно, за несколько месяцев до премьеры фильма. Трейлеры были красивые, если здесь уместно такое слово: куча компьютерной графики, правдоподобно показанные разрушения, словом, все по голливудским канонам. Однако само землетрясение продолжалось всего 30 секунд, а фильм идет 102 минуты. И все остальное время мы видим на экране истории людей, неспособные захватить зрителя ни насколько. И оттого грустнее, что истории этих людей не были придуманы, они основаны на документальной хронике и на рассказах тех, кто пережил эту страшную трагедию, а также тех, кто помог преодолеть ее последствия. С таким уровнем постановки картина не дотягивает даже до статуса полнометражного художественного фильма, это скорее зарисовки на тему трагедии.

Армения пыталась выдвинуть «Землетрясение» на премию «Оскар». Серьезно? Да, «Оскар» уже, что называется, не торт, в зачете голливудских картин здесь часто побеждают не самые профессиональные, не самые кинематографичные во всех смыслах этого слова работы, а идеологически правильные. «Филадельфия» 1994 года про дискриминацию больных СПИДом, «Цель номер один» 2012 года про ликвидацию Усамы бен Ладена, «12 лет рабства» 2013 года про рабовладельческую эпоху в истории США. Много их. Но в этом списке не найти ни одной картины, которая была бы снята вызывающе непрофессионально.

Армения, как и Россия, является полноправным наследником СССР. А какие картины от СССР завоевывали эту премию? Если не считать «Дерсу Узала» 1975 года, совместное производство с Японией, то остаются «Война и мир» Сергея Бондарчука и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова тоже получили заветную статуэтку, но эта картина была снята в 1994 году, когда СССР уже не стало. И в один ряд с ними поставить «Землетрясение» Сарика Андреасяна? Серьезно?

Землетрясение

Главную роль в фильме «Землетрясение» исполнил Виктор Степанян, его персонажа зовут Роберт Мелконян. Задолго до событий 7 декабря 1988 года Роберт, будучи еще ребенком, пережил глубокую личную трагедию, в автокатастрофе погибла вся его семья. Константина, этого самого виновного в ДТП, отправили в тюрьму на 8 лет, и как раз 7 декабря этот виновный освобождается и возвращается в Ленинакан (сейчас этот город, второй по величине город Армении, носит название Гюмри). Роберт просто хочет посмотреть Константину в глаза. Однако трагедия в корне меняет их взаимоотношения. Виктор прекрасно справился со своей ролью, тут сказать нечего, он в точности передал все эмоции и настроения персонажа.

Константина Бережного, вернувшегося в Ленинакан после 8 лет тюремного заключения, сыграл Константин Лавроненко. Для актера такого уровня «Землетрясение» не смогло предложить ничего нового. Как и в большинстве картин, в которые его приглашают на типовые роли, он опытен, знающ, спокоен и всегда готов взять ответственность на себя. Поэтому он как бывший архитектор и строитель руководит разбором завалов, под которыми оказалась юная девушка Лилит. И не позволяет простым гражданам разбирать завалы, повинуясь одними только эмоциями, потому что при неправильных действиях пострадавшая погибла бы в считаные секунды. Ее завалило бы еще сильнее. К сожалению, такая ответственность и подвела Константина, что в итоге стоило ему жизни.

Землетрясение

Очень запомнилась роль деда Ерема, которую исполнил Михаил Погосян. Этот персонаж воплощает в себе человека, живущего традиционными ценностями, он не может простить ни свою дочь, ни ее мужа за то, что они зачали ребенка до свадьбы. Простил он их только после того, как узнал, что его зять погиб, спасая ребенка. Но было уже поздно. Впрочем, дочь осталась жива и родила внука. В итоге Ерем не сомневается, что за трагедией их всех ждет хорошая счастливая жизнь. Хотелось бы надеяться, что все это сбылось.

И, наконец, нельзя не упомянуть сыгранного Арменом Маргаряном персонажа по имени Армен, немолодого мужчину, работающего на кладбище и пытающегося сблизиться с юной красоткой Лилит. Работа на кладбище, как мы знаем, всегда была прибыльной, однако Лилит не вдохновили ни профессия ухажера, ни его возраст. Землетрясение изменило все. Косвенно по вине Армена погибли его сослуживцы, и мужчина как будто поселился в другой реальности. Он запрягся в легкий конный экипаж вместо лошади и начал перевозить погибших. Видимо, что-то внутри него подсказало, что так он может облегчить свою вину.

Землетрясение

В целом актерская игра в фильме «Землетрясение» оказалась очень даже неплохой, и при хорошей режиссуре кино действительно могло бы претендовать на «Оскар». Не совсем понятно, впрочем, зачем в фильм позвали Марию Миронову. Роль ее была совершенно неигровой и довольно короткой. Видимо, из-за имени, в надежде, что оно привлечет какой-то дополнительный процент зрителей.

Пересказывать события фильма не так-то просто. После непродолжительного, но очень разрушительного землетрясения нам показывают судьбы отдельных жителей Ленинакана. Здесь двое мужчин, которые должны были стать врагами, но стали друзьями, и после гибели Константина Роберт, надо полагать, усыновил его сынишку. Здесь старорежимный дед, который проклинает свою старорежимность, когда становится уже поздно, но собственными руками откапывает из-под завалов немолодую жену и примиряется с дочерью, которая подарила ему внука. Здесь и мародеры, которые промышляют по разрушенным домам, вынося из осиротевших квартир деньги и драгоценности. Словом, трагедия показана как в масштабах республики, так и в масштабах каждой отдельно взятой личности.

О Высшей Научной Морали фильма «Землетрясение» говорить, к сожалению, не приходится. Высокие идеи присущи художественным фильмам, но отнюдь не кинозарисовкам, пусть даже с бюджетом в 200 миллионов рублей.

Землетрясение

Засим выставляем картине «Землетрясение» наши оценки:

  • Актерская игра: 7,5 балла
  • Операторская работа: 9,0 баллов
  • Сценарий: 1,0 балл
  • Режиссерская работа: 0,0 баллов.

Среднее арифметическое дает нам 4,1 балла, однако такой оценки этот фильм не заслуживает. На сей раз оценку ленте не будем ставить совсем. И поход в кино на «Землетрясение» рекомендовать не станем.

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку