Гопники короля Артура

12.05.2017

Меч короля Артура (King Arthur: Legend of the Sword)

И сам король Артур тоже оказался гопником. Задорный фентезийный боевик «Меч короля Артура» вышел на экраны российских кинотеатров 11 мая 2017 года. Получилось действительно задорно, фентезийно и в целом весьма красиво. Впрочем, ничего другого от этого фильма мы и не ждали.

Режиссером картины «Меч короля Артура» выступил культовый британский режиссер Гай Ричи, имя которого в титрах является бесспорным знаком качества, если не считать пары досадных исключений. Поклонники гения списывают былые промахи своего кумира на тяжкий период его жизни, когда он был женат на одной малоизвестной американской певичке. Тем не менее, самые теплые чувства у полюбившей Гая публики до сих пор вызывают его «классические» картины, повествующие о нелегких буднях лондонского криминального мира. Однако мальчик уже вырос из коротких штанишек, и чем дальше тем больше он экспериментирует с жанрами. Сначала это был «Шерлок Холмс», потом «Агенты А.Н.К.Л.», сейчас это рыцарские истории, а в недалекой перспективе под его началом стартуют съемки «Аладдина» для студии Уолта Диснея.

Меч короля Артура (King Arthur: Legend of the Sword)

За что мы любим Гая Ричи? На этот вопрос можно ответить либо предельно лаконично, либо пуститься в бесконечно долгие рассуждения. Попробуем найти нечто среднее. Мы любим его за его фирменный стиль. За оригинальную манеру съемки, которую принято называть рваной, хотя, возможно, будет точнее назвать ее лапидарной, потому что в максимально динамичных эпизодах фильма он не заигрывает со зрителем, а пускает бодрую нарезку из ключевых ходов экранных героев, безжалостно отсекая все лишнее. В такие моменты практически невозможно оторваться от экрана, и начинаешь думать, что Ричи владеет какой-то особой кинематографической магией. Еще мы любим его за дерзких персонажей, которые ведут дерзкие, но немного глупые, а оттого еще более дерзкие диалоги. Это не бытовая философия Квентина Тарантино, это совершенно отдельная история, хотя порою двух абсолютно разных режиссеров и сравнивают. И, наконец, в чем мы убедились в новых высокобюджетных фильмах Гая Ричи, это неповторимая манера съемки самых горячих моментов, замедленная камера, почти как у Зака Снайдера, не столь картинно, конечно, но, пожалуй, более круто.

В этой связи особенно приятно следить за фирменным стилем Гая Ричи на фоне всегда нетрадиционного для него жанрового кино, так было в «Холмсе», в «Агентах» и, конечно, в «Мече короля Артура». Картина начинается пафосно, здесь Ричи ради прикола заскочил на территорию Питера Джексона с его «Властелином колец» и «Хоббитом»: массовые сцены сражения, чудовища, магия и все прочие атрибуты фентези. Однако потом юный король Артур вырастает в борделе и становится средневековым криминальным авторитетом. Оказавшись в своей стихии, Гай Ричи разворачивается на полную, и снова в ход идут дерзкие герои с дерзкими диалогами, и снова лапидарный монтаж вспышками ключевых кадров. И тут уже не думаешь возмущаться, что такой запредельно героический герой, практически образец для подражания всея Англии на поверку оказывается сутенером и решальщиком, который обильно подмазывает коррупционные колесики правоохранительных органов средневекового Лондиниума. Да что уж там средневековье, предполагаемые годы жизни короля Артура по некоторым данным пересекаются с падением самого Древнего Рима, с которым ушла в небытие и античная эпоха.

Меч короля Артура (King Arthur: Legend of the Sword)

Впрочем, нельзя не коснуться и идеологической стороны этого вопроса. Власть в Англии захватил некто Вортигерн, родной дядя Артура, получивший относительно хорошее по тем временам образование и умеющий вести себя по-королевски. Чувствуя за собою немало грехов, он боится только одного — потерять свою власть, тем более что законным наследником престола является пропавший без вести в раннем детстве Артур. Артур же, напротив, быдло быдлом, живет и работает в борделе (благо, что не проституткой), копит деньги в сундуках, хранит общак и, в принципе, не сомневается, что жизнь удалась. Внезапно, не по своей воле наш герой извлекает меч из камня и узнает о своем происхождении.

И в этот момент Гай Ричи поступает как по-настоящему мудрый кинотворец, строя двоякую психологическую картину. Артур совершенно не хочет становиться королем. Эстетствующим слюнтяям по эту сторону экрана это преподносится как по-настоящему королевская скромность и кротость. Но в реальности картина куда более простая, как и прежняя жизнь Артура. Обладая наследственным королевским духом, но оказавшись в среде простолюдинов, он действительно без запредельно тяжелого труда добивается высокого авторитета в нехитром обществе. Знай себе контролируй пару кварталов, тряси деньги с коммерсантов, крышуй бордели, да не забывай делиться с полицией, то есть с легионерами. Проблемы с государственностью такими людям и в самом деле не нужны, ведь когда запросы небольшие, а дела идут все лучше и лучше, то и прыгать выше головы элементарно не хочется.

Меч короля Артура (King Arthur: Legend of the Sword)

Духовные наставники Артура, как и создатели фильма, прекрасно это понимают, поэтому новоиспеченного претендента на престол отправляют в странствия в некие Темные земли. Зачем? Да для того, чтобы сломать главного героя и пробудить в нем фанатизм, и убийство отца становится тому весьма плодородной почвой. Как в XX веке показала история Гитлера, запала фанатизма хватает ненадолго, да духовным наставникам этого и не надо. Достаточно просто захватить трон. И необходимая армия для этого есть, да-да, куча таких же гопников, как и сам благородный Артур. Поэтому в конце истории, когда враг повержен, а корона водружена на августейшую голову, выбор у нашего героя оказывается невелик. Либо возвращаться в бордель, либо убедить себя в том, что престол — это просто очередной шаг в криминальной карьере Артура. А его друзья гопники оказываются — правильно, теми самыми рыцарями круглого стола. И финальная сцена разговора с послом викингов подтверждает наш тезис, потому что Артур фактически угрожает ему физической расправой. Лично.

Что совершенно предсказуемо, актерский состав к фильму «Меч короля Артура» подобран просто превосходный, и справились все чуть лучше, чем могли.

Меч короля Артура (King Arthur: Legend of the Sword)

Роль короля Артура взвалил на свои отнюдь не хрупкие плечи британский актер Чарли Ханнэм, мелькавший в нашей скромной рецензии совсем недавно, по гораздо более грустному поводу. На сей раз задумчивости и одержимости в нем не было ни на грамм, это классический герой Гая Ричи, одним своим видом навевающий ужас на всех простых смертных, но, вместе с тем, чудовищно обаятельный и благообразный при всей своей немереной гоповатости.

Меч короля Артура (King Arthur: Legend of the Sword)

Главным антагонистом, незаконно захватившим трон Вортигерном, неожиданно стал интеллигентный Джуд Лоу. После кучи сыгранных им мелодраматичных красавчиков Джуд неожиданно оказался вполне уместным и в суровой роли злодея, готового на все, лишь бы захватить, а потом удержать власть. Иной раз на это было страшно смотреть, не только внешне, но и внутренне, потому что и поступки он совершал совершенно нечеловеческие. Возможно, это самая крутая находка Гая Ричи, и вскоре нас ожидает целая череда подобных ролей в исполнении Джуда Лоу. Хотелось бы надеяться.

Меч короля Артура (King Arthur: Legend of the Sword)

Хочется также отметить относительно небольшие, но весьма ярко сыгранные роли неизменно добренького Эрика Баны и традиционно ехидного и ироничного Эйдана Гиллена. Ах да, в малюсеньком эпизоде сыграл даже Дэвид Бекхэм, это было по-настоящему прикольно во всех смыслах.

В сухом остатке получаем вот такой сюжет фильма «Меч короля Артура». Короля Англии убивает его родной брат и завладевает его престолом. Наследному принцу чудом удается скрыться, однако пророчество не обманешь, и вот он уже становится реальной угрозой незаконно захваченной короне. Артур собирает небольшое войско, по сути кучку отнюдь не благородных бандитов, и при поддержке магов и магии убивает родного дядю в честной схватке и сам становится королем.

Меч короля Артура (King Arthur: Legend of the Sword)
Вот такой вот Дэвид Бекхэм

Высшую Научную Мораль картины сформулируем так: жизнь и история подчиняются неким высшим законам, и чем больше ты им противостоишь, тем дороже потом будет расплата.

И, наконец, вот такие оценки у нас получает лента «Меч короля Артура» по десятибалльной шкале:

  • Режиссерская работа: 10,0 баллов
  • Актерская работа: 10,0 баллов
  • Операторская работа: 10,0 баллов
  • Сценарий: 6,8 баллов.

Все верно, по сравнению со всем остальным сценарий оказался достаточно скромным для проекта такого уровня, в нем слишком много моральных терзаний и натуральных провисаний сюжета. Уж где-где, а в фильме самого Гая Ричи такого быть не может. За эту чудовищную диспропорцию нещадно отбираем у среднего арифметического еще три десятых и выставляем ленте «Меч короля Артура» только 8,9 балла. Но это не значит, что фильм плохой, от души рекомендуем его посмотреть, удовольствие гарантировано практически каждому!

Автор: Олег Федоров


Возврат к списку